Как сделать красивый огород

Декоративный огород — от истории к практике

 

 

В незапамятные времена человек понял, что выращивать съедобные растения выгоднее и надежнее, чем просто собирать их, рассчитывая только на милость природы. Так на заре цивилизации появились первые огороды.

Очень долгое время об эстетике этого мероприятия никто особенно не задумывался. Главное, чтобы урожай был достаточным — нужно было прокормиться. Сады «для удовольствия» появились гораздо позднее, сперва на Востоке, а затем и в средневековой Европе. Сад считали символом рая на земле, и, как положено, он должен был быть обильно плодоносящим. Для того же, чтобы Господь мог любоваться им с Небес, все части и элементы сада должны были радовать глаз. 

 

Огороды с регулярной планировкой

 К XIV веку сады включали в себя тщательно разграниченные зоны с фруктовыми деревьями, кухонными садиками, в которых выращивали овощи, пряные и лекарственные травы, садиками с водоемами, цветниками и садиками для удовольствия. Такие сады, с приблизительно одинаковым набором геометрических замкнутых элементов, располагались на территории замков крупных феодалов и монастырей. Для нас особенно интересны средневековые монастырские сады и огороды. Защищенные монастырскими стенами и сокрытые от глаз посторонних, они имели четкую, лаконичную геометрическую планировку. Были просты и в то же время изысканны. Вместе с плодовыми деревьями, овощами и травами там выращивали разнообразные цветы, каждому из которых присваивалось символическое значение. Декоративные деревянные шпалеры и решетки повторяли в своем рисунке элементы архитектуры (один из основных дизайнерских приемов для того, чтобы «связать» архитектуру с ландшафтной композицией). Они служили изящной опорой для винограда, пышных плетистых роз и душистой жимолости.

 

Позднее прежний взгляд на планировку как серию отдельных, не связанных между собой элементов сменился новым — сады стали строить из расчета видовой перспективы и осевой симметрии. Сад, по–прежнему состоящий из отдельных частей, стал восприниматься как единое целое. По тому же принципу планировались и зоны огородов. Замкнутые, геометрически правильные дворики располагались по оси один за другим, соединяясь между собой низкими бордюрами из самшита, шалфея, розмарина или лаванды. Прямые линии ­гравийных дорожек подчеркивались арками, перголами или берсо. Рядом с домом находился партер с разнообразным геометрическим рисунком, который формировался и поддерживался за счет бордюров из низкорослых растений и гравийной отсыпки. В него высаживали цветы, злаки, пряные травы — все вперемежку.

 

 

Если вы остановите свой выбор на регулярной планировке огорода, можно устроить его в стиле средневекового монастырского садика или даже парадного партера. Основные требования и принципы:

— участок с ровным рельефом;
— замкнутое геометрическое пространство, окруженное стеной, оградой, живой изгородью;
— прямые гравийные или мощенные натуральным камнем дорожки;
— предпочтительны, а для партерного огорода — обязательны, осевая планировка и симметрия;
— симметричные акценты, которыми, например, могут быть ­растения, контейнеры с цветами и травами, скульптура, водоем или ­фонтан;
— расположение и форма гряд образуют геометрический рисунок, например квадрат, круг, прямоугольник или подобие цветочных партеров;
— акцент на линии с помощью низких формованных бордюров — в наших климатических условиях остановите свой выбор для их устройства на иссопе, шалфее, низкорослых кустовых астрах, очитке видном, карликовых сортах барбариса Тунберга (например, «Кобольд»), сортах кизильника Даммера (например, «Корол Бьюти» или «Квин оф карпет»), шаровидной туе «Данника» или же традиционных огородных культурах — петрушке, кориандре и даже моркови;
— для разграничения зон и секторов — конструкции для вертикального озеленения (перголы, трельяжи, шпалеры);
— размещение нескольких формованных деревьев — в нашей полосе это могут быть хорошо переносящие стрижку и формовку липы, клен Гиналла, клен остролистный «Глобозум», боярышник сливолистный и кровавокрасный, туя западная, ель обыкновенная, тис остроконечный и др.;
— обязательно присутствие лекарственных, пряных и ароматических трав, а так же цветов (особенно роз, лилий, ирисов — христианские символы чистоты и добродетели) — райский сад должен быть полон ароматов.

 

Родные традиции

 

 

В средневековой России существовали такие типы древнерусского сада, как «потешный», «верховой», «красный огород», и монастырские сады, которые сложились еще до европеизированных нововведений Петра Великого, и отражали многовековую национальную традицию. Хозяйственные зоны в монастырских садах, и в первую очередь огороды и плодовые сады, носили регулярный характер, поскольку прежде всего должны были обеспечить максимальный урожай. Но тем не менее они не были только утилитарными. Сад и огород должны были иметь «райские деревья», затем цветы, преимущественно душистые, и привлекать к себе птиц.

 

Кроме того, обязательно высаживали пряные и лекарственные травы. В «верховых» висячих садах, разбитых на крышах дворцов Кремля, в ящиках выращивали шалфей, руту, мяту, ромашку и другие ароматические травы. В середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича был создан Аптекарский приказ, который руководил сбором и разведением лекарственных и пряных растений. В Москве были специально разбиты три казенных аптекарских огорода.

 

Кипучая деятельность Петра I привела к тому, что по его приказу во всех крупных городах были устроены аптекарские огороды при монастырях и военных госпиталях.

Кипучая деятельность Петра I привела к тому, что по его приказу во всех крупных городах были устроены аптекарские огороды при монастырях и военных госпиталях. Самый большой и образцовый из них появился в 1714 году на Аптекарском острове в Санкт–Петербурге. Он носил традиционный для Западной Европы регулярный характер. Однако более суровый континентальный климат определил выбор растений для русских садов. Резкие перепады температур, с одной стороны, сужали выбор растений, с другой — придавали саду более сдержанный характер. Не так давно на территории Спасо–Ефимиевого монастыря в Суздале был воссоздан традиционный монастырский аптекарский огород. Его экспозиция очень наглядно передает стиль и колорит того времени.

 

Таким образом, регулярная планировка огорода, опираясь именно на функциональность и утилитарное назначение этих зон, долгое время была, да и по сей день остается, основной по всему миру. Разница только в деталях оформления и традициях выращивания тех или иных овощных растений. По сей день не только в провинциях, но и во многих небольших городах Европы огороды устраивают по принципу исторической регулярной планировки. Это дань традициям или моде? А может быть, просто такое композиционное решение проверено временем и не к чему изобретать что–то новое? Тем более что в отношении возделывания овощных культур регулярная геометрическая планировка оправдана с точки зрения функциональности: наилучшая освещенность, необходимая площадь питания, удобство в уходе. Соблюдение этих условий испокон веков обеспечивало наибольший урожай. В любом случае смотрятся регулярные огороды очень декоративно. 
 

По материалам книги Татьяны Ефимовой
"Декоративный огород". — М.: Эксмо, 2009

 

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru