Картины Эшера

Окно в будущее


Если мы создаем мир,
то пусть он будет не абстрактным и туманным.
Пусть он будет представлен конкретными
узнаваемыми вещами.

М. Эшер

 

Задумывались ли вы о том, что люди, которых мы называем гениями, всегда опережают время, предвосхищают в своем творчестве прозрения и открытия человечества?

 

Таков Морис Эшер — художник, чье имя широко известно не только и не столько в мире искусства. В его творчестве уже более полувека черпают вдохновение ученые и исследователи самых разных областей науки.

 

 

Его рисунки названы «самыми интеллектуально стимулирующими рисунками всех времен», их часто используют в оформлении научных книг и статей в качестве яркой демонстрациии парадоксальности нашего мира. На каждого, кто хотя бы раз видел картины Эшера, они производят неизгладимое впечатление тем, что «ты видишь воочию то, чего не может быть». И чем дольше ты на них смотришь, тем сильнее ощущение, что перед тобой — окно в другой мир.

 

«Если бы вы только знали, какие видения посещают меня в ночной тьме... Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок – это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого».

 

Даже самые ранние работы Эшера поражают безупречной техникой исполнения. Цветы, изображаемые художником, прорисованы с невероятной тщательностью, с математической точностью пропорций. И уже в них отразилась глубина и неоднозначность восприятия Эшером мира. В головке одуванчика можно разглядеть структуру мироздания, поверхность воды, отражающая деревья, скрывает удивительных рыб, а капля росы, замершая на листке дерева, превратилась в   увеличитель, раскрывающий перед нами структуру листа.

 

Эшер своими рисунками предвосхитил компьютерную графику. В настоящее время создано множество компьютерных программ, способных воссоздать «эффекты Эшера», об этом написаны статьи.

 

Но рисунки Эшера представляют из себя нечто гораздо большее, в их основе лежит идея, представленная в художественной форме. Причем идея парадоксальная, заставляющая задумываться о существовании иных миров и измерений. Эшер часто черпал мысли из математических статьей, в которых рассказывалось о мозаичном разбиении плоскости, проецировании трехмерных фигур на плоскость и неевклидовой геометрии. Многие его рисунки основаны на математических принципах симметрии или структуры. О том, сколь многими способами фантастические орнаменты Эшера иллюстрируют различные аспекты симметрии, теории групп и кристаллографических законов, можно было бы написать целую книгу. Эшер восхищался формами правильных и полуправильных тел.

 

 

«Среди окружающего нас нередко хаотического мира, они служат непревзойденным по своей выразительности символом извечного стремления человека к гармонии и порядку. В то же время их совершенство вызывает у нас ощущение собственной беспомощности. Правильные многогранники совершенно лишены человеческого элемента. Их нельзя считать изобретениями человеческого разума, ибо они существовали в земной коре в виде кристаллов задолго до того, как на сцене появилось человечество. Что же касается сферических форм, то разве сама Вселенная не состоит из сфер?»

 

Особенный интерес представляют мозаики Эшера. Художник провел много времени, зарисовывая арабские мозаики, и впоследствии сказал, что это было для него «богатейшим источником вдохновения». Математики доказали, что для регулярного разбиения плоскости  подходят только три правильных многоугольника: треугольник, квадрат и шестиугольник. Эшер использовал базовые образцы мозаик, применяя к ним трансформации, которые в геометрии называются симметрией, он исказил базовые фигуры, превратив их в животных — птиц, ящериц. Образное восприятие позволило художнику создать удивительные картины — визуальную интерпретацию математических законов.

 

«В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически... Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней».

 

Достаточно часто встречаются в работах Эшера фигуры, закрученные в спирали. В работе «Спирали» мы видим четыре закручивающиеся в спираль полоски, которые постоянно сближаются и постепенно закручиваются сами в себя, образуя своеобразный тор. Пройдя целый круг, спираль заходит внутрь самой себя, образуя тем самым как бы спираль второго порядка — спираль в спирали.

 

С математической точки зрения наиболее важными работами Эшера являются картины, оперирующие с логикой самого пространства. Под логикой пространства мы понимаем те отношения между физическими объектами, которые обычны для реального мира и при нарушении которых возникают визуальные парадоксы, называемые еще оптическими иллюзиями. Большинство художников, экспериментирующие с пространством, изменяют эти отношения между объектами, основываясь на своей интуиции, как, например, Пикассо. Эшер понимал, что геометрия определяет логику пространства, но и логика пространства определяет геометрию. Одна из наиболее часто используемых особенностей логики пространства — игра света и тени на выпуклых и вогнутых объектах. Вводя дополнительные точки исчезновения и немного изменяя элементы композиции для достижения нужного эффекта, Эшер смог изобразить картины, в которых изменяется ориентация элементов в зависимости от того, как зритель смотрит на картину. Еще один тип картин с нарушенной логикой пространства — это «невозможные фигуры». Парадокс невозможных фигур основан на том, что наш мозг всегда пытается представить нарисованные на бумаге двухмерные рисунки как трехмерные. Эшер создал много работ, в которых обратился к этой аномалии.

 

Хочется обратить внимание на аспекты творчества Эшера, относящиеся к теории информации и искусственному интеллекту. Эта область творчества художника широко освещена во многих статьях и книгах. Наиболее полное исследование этого вопроса представлено в книге Дагласа Хофштадтера «Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда», выпущенной в 1980 году и награжденной пулитцеровской премией. Центральная идея самовоспроизведения, взятая на вооружение Эшером, обращается к загадке человеческого сознания и способности человеческого мозга обрабатывать информацию так, как не сможет обработать ни один компьютер. Литография «Рисующие руки» использует эту идею — руки рисуют друг друга, создавая самих себя. При этом сами руки и процесс их самовоспроизведения неразделимы. Углубляясь в изучение самовоспроизведения, можно его обнаружить в отражении и пересечении отражений реального мира. Такое пересечение встречается во многих картинах Эшера. Как написал Даглас Хофштадтер в своей книге «...каждая частица мира содержит в себе весь мир и содержится во всех других частицах мира...».

 

Технически работы Эшера безупречны, но уникальность их состоит в способности создавать несуществующую реальность, не нарушая при этом строгих законов природы и математики.

 

«...и наступил момент, когда мне почудилось, будто из глаз у меня метнулись точные линейки. Я понял, что техническое совершенство перестало быть моей единственной целью…В голову лезли мысли, не имеющие никакого отношения к моему искусству, идеи, которые настолько захватывали меня, что я горел желанием передать их другим людям».

 

 

В гравюре «Рептилии» маленькие крокодилы играючи вырываются из тюрьмы двухмерного пространства стола, проходят кругом, чтобы снова превратиться в двухмерные фигуры. Мозаику рептилий Эшер использовал во многих своих работах. Виртуозное владение графическими техниками позволило ему создавать не только головоломные листы сложнейших орнаментальных замыслов, но одновременно творить такие красивые вещи, как линогравюра «Рябь на воде», где отражения деревьев перебиваются расходящимися от начинающегося дождя кругами.

 

Мориса Эшера нельзя назвать просто художником. Очевидно, что его произведения не относятся только к искусству, как и только к какой-то одной конкретной области знания, они носят универсальный характер, его работы созвучны современным исследованиям таких наук, как кибернетика, синергетика, нелинейная динамика. Парадоксальные реальности, созданные художником, открывают перед зрителями сложность и многозначность окружающего мира, глубину постижения «невозможного». Процесс работы Эшера над своими картинами больше похож на работу исследователя, стремящегося осознать и обозначить законы мироздания.

 

«Все мои произведения – это игры. Серьезные игры. Все, что я делаю, это игpа. Я пpосто пытаюсь сложить маленьких звеpушек вместе  я не считаю, что это легко, но я получаю невероятное удовольствие, находя способ соединить их. Меня забавляют все вопpосы, котоpые возникают, когда я pаботаю. Эти вопpосы дpазнят меня, и мое самое большое удовольствие  это понять о чем они, а затем найти ответы на них. Потом я делаю оттиск, чтобы дpугие смогли pазделить мою pадость...»

 

Радость погружения в невозможное. Невозможное — с точки зрения знаний о мире, которыми на тот момент обладало человечество.  XX век ознаменовался целым рядом кардинальных переворотов во многих областях науки. Мир оказался сложным и пронизанным одной общей, еще не понятой системой. Появились и начали стремительно развиваться компьютеры и информационные технологии, и «нереальные» картины Эшера стали обретать черты реальности.   Выяснилось, что некоторые «невозможные» объекты вполне могут существовать на самом деле. Один из наших современных дизайнеров, В. Ф. Колейчук, сумел изготовить «невозможный» треугольник Эшера. А удивительные дворцы, где можно спуститься вниз по лестнице, ведущей вверх, могли бы быть созданы в четырехмерном пространстве.

 

Даже применив всю силу нашего воображения, мы, живущие в трехмерном мире, не в состоянии представить себе объекты, имеющие более трех измерений. Гений Эшера заключается в том, что он не только придумал, но и сумел изобразить десятки миров, где реальность соединяется с нереальностью «пограничных миров», открывающих нам возможность увидеть то, что лежит за гранью нашего восприятия.

 

 

«Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением. Они словно сами избирают, в каком виде им появиться... Линия, разделяющая две смежные фигуры, выполняет двоякую функцию, и провести такую линию чрезвычайно сложно. По обе стороны от нее обретает зримую форму то, что ранее существовало лишь в воображении. Но ни человеческий глаз, ни человеческий разум не могут одновременно созерцать две вещи, поэтому происходит быстрое и непрерывное переключение внимания с того, что находится по одну сторону линии, на то, что находится по другую сторону от нее. Но, вероятно, именно в этой трудности и кроется движущая пружина моего упорства».

 

В картинах Эшера нет никакой мистики, всё имеет логическое объяснение. В них — предстоящие великие открытия человечества и всесилие человеческого разума. Развитие современных компьютерных технологий делает его миры еще более актуальными — в духе видений виртуальной реальности. Произведения Эшера — это окно в иные миры, окно в будущее науки и человечества.

 

«Тому, кто умеет удивляться, открываются чудеса».

М. Эшер

 

Возможно, вы задаетесь вопросом: какое отношение имеет эта статья к растениям. Скажем честно: никакого. Но если вы дочитали до конца  то какая разница, правда?

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru