Друиды

Великая тайна друидов

Из молочно-белых клубов тумана неожиданно вырастают каменные глыбы высотой в два-три человеческих роста, образующие странное, но удивительно гармоничное строение...     

 

Легко, точно призраки, скользят фигуры в белых одеждах, влекомые ритмом какого-то неведомого танца под неслышную музыку. Их лица торжественны и серьезны, их речи едва различимы, и лишь ветер доносит вместе с сырыми клочьями тумана непонятные обрывки древних заклинаний… 

 

Ореол тайны окружает кельтских жрецов — друидов. Даже происхождение слова «друид» до сих пор не выяснено. По одной из версий, оно происходит от ирландского слова «друи», которое переводится как «люди дубовых деревьев», по мнению других ученых, «друид» по-галльски означает «мудрец». Современной науке почти ничего не известно о друидах. То немногое, что известно, — завораживает, порождает легенды. О друидах написано много книг и статей, они становятся частыми персонажами сказок и фантастических историй, но подлинные документы истории друидов до нас не дошли.

 

Легендарные жрецы древних кельтов почти не оставили потомкам письменных памятников, поскольку предпочитали передавать свои тайные знания устно, не доверяя их ни камню, ни дереву, ни пергаменту. И лишь для того, чтобы придать магические свойства тому или иному предмету, кельтские жрецы покрывали его письменами. Иногда друиды наносили руны на надгробные камни. Только эти древние памятники слегка приоткрывают завесу тайны над жизнью целителей и магов, невероятные способности которых до сих пор волнуют воображение. Автор при создании этого материала пользовался источниками, которые кажутся ему наиболее интересными и достоверными, но все же не следует забывать, что почти полное отсутствие фактического материала о друидах превращает любую попытку написания их истории в цепь догадок и предположений.

 

Воины римского легиона замерли в нерешительности. Перед ними возникло странное войско. Спокойный, почтенного возраста человек, седой до белизны, шел во главе него. Он был облачен в ослепительные белые одежды с каймой из чистого серебра, под плащом виднелась светлая серебряная рукоять его меча, и он нес на плече бронзовый жезл...

 

Примерно так очевидцы более тысячи лет назад описывали кельтское войско. Кельты (римляне их называли галлами) — светловолосая раса, пришедшая примерно за тысячу лет до рождения Христа с востока, вероятнее всего с Данубского залива, и расселившаяся почти по всей Европе. По описаниям древних историков, кельты были высокого роста, с голубыми глазами, русыми волосами и нежной кожей. Характеризуя кельтов, в древности обычно отмечали, что они воинственны, отважны и ловки, но иногда по-детски наивны. По словам Цезаря, это был народ непостоянный, всегда падкий на все новое и обладавший большой способностью подражать всему, что он видел и чему мог научиться. Археологические находки свидетельствуют о том, что кельты умели не только подражать образцам чужой культуры, но и наделяли их своим самобытным содержанием.

 

Несмотря на высокий уровень культурного развития, кельты не образовали империю, а так и остались племенными группами, связанными между собой языковой семьей и политеистической религией во главе с кастой жрецов, именуемых друидами.

Основные сведения о друидах, их роли в кельтском обществе и функциях, почерпнута из античных источников, среди которых самым интересным и полным по праву считается шестая книга «Записок о Галльской войне» Юлия Цезаря, где содержится их подробное описание: «Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним также поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. Именно они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным; совершено ли преступление или убийство, идет ли тяжба о наследстве или границах — решают те же друиды; они же назначают награды и наказания; и если кто — будет ли это частный человек или же целый народ — не подчинится их определению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание. Кто таким образом отлучен, тот считается безбожником и преступником, все его сторонятся, избегают встреч и разговоров с ним, чтобы не нажить беды, точно от заразного; как бы он того ни домогался, для него не производится суд; нет у него и права на какую бы то ни было должность.

 

Во главе  друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим уважением. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве разрешается даже оружием. В определенное время года друиды собираются на заседания в освященное место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии. Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются их определениям и приговорам».

 

Поскольку у жрецов-друидов существовала традиция устной передачи знаний, об их учении доподлинно не известно почти ничего. В связи с тайностью учения и античные авторы не могли сказать о нем ничего определенного. Известна лишь та его часть, которую жрецы излагали знатной галльской молодежи, выполняя таким образом важнейшую социальную функцию воспитания молодых аристократов. Почти единственной информацией, чрезвычайно поразившей воображение античных авторов, была вера друидов в бессмертие души. Эту друидическую веру в бессмертие древние греки сравнивали с пифагорейским метемпсихозом.

 

Сопоставление археологических данных и свидетельств современников друидов позволяет говорить о том, что одним из элементов друидического культа было почитание священных деревьев: дуба с растущей на нем омелой, тиса, березы, рябины, яблони и других.

До сих пор во Франции и Испании есть населенные пункты, названия которых восходят к древним обозначениям почитаемых кельтами деревьев: на этих местах в древности находились святилища или священные рощи.

 

Магические ритуалы, по-видимому, также совершались среди камней и скал. В некоторых странах до сих пор существуют сохранившиеся с древних времен груды камней, которыми отмечали священное место. Интересно, что культ камней не был полностью вытеснен с приходом христианства; более того, первые христианские монахи-отшельники часто строили свои кельи возле подобных сооружений, а позднее их даже начали украшать крестами и встраивать в христианские храмы. Как доказали археологи, мегалитические сооружения были построены еще до заселения Галлии кельтами. До сих пор точно не известно, кем были их строители, однако исследования показали, что их язык не был близок ни к одному из древних индоевропейских языков и их духовная культура также была весьма своеобразна.

 

Самые древние из сохранившихся на территории Европы сооружений — Стоунхендж в Англии и Нью-Грейндж в Ирландии, насчитывающие несколько тысячелетий, возможно, представляют собой храмы Солнца и Луны. Цезарь отмечал, что сам культ возник где-то в Британии, на это же указывают и ирландские саги, в которых часто упоминаются школы тайного знания, находящиеся в Альбане (современная Шотландия). Как можно предположить, почитание сил природы и небесных светил в сочетании со строгим иерархическим жреческим институтом, с одной стороны, и ритуалом человеческих жертвоприношений — с другой, было перенято у местного населения кельтскими племенами и их жрецами уже после того, как они обосновались в Галлии.

 

Кельтские жрецы имели ряд привилегий — они были освобождены от налогов и не были обязаны служить в армии, хотя могли носить воинское снаряжение, как прочие мужчины. Процесс обучения друидов длился много лет, двенадцать из них посвящались запоминанию священных текстов, на написание которых налагалось табу. По словам Цезаря, они знали письменность и использовали греческий алфавит для различных целей, в первую очередь для финансовых операций.

 

Римляне описывали три известных им ступени обучения, существовавшие в кельтской культуре. Они называли первую ступень словом «бард», которое в современных кельтских языках переводится как «поэт», но не отражает в полной мере функции бардов. Обучение бардов включало в себя не только умение построения стиха. Они были также юристами, рассказчиками, шаманами, художниками, мастерами различных ремесел. Барды часто сопровождали войска во время походов, своими песнями поднимая их воинственный дух и мужество, на религиозных празднествах и мистериях пели хвалебные песни в честь богов, во время торжественных пиров воспевали подвиги древних героев.

 

После нескольких лет физических, умственных и духовных тренировок, если человек оказывался достаточно одаренным, он мог перейти на следующую ступень (оваты), которая была более углубленной и включала в себя целительство, искусство предсказания, магию, знание астрономии и умение практического применения этих знаний.  


Наконец, третья ступень иерархии — собственно друиды, давшая свое имя магической системе, известной как друидизм. Ступень друидов включала двадцать лет эзотерического обучения. По окончании обучения друиды становились судьями, философами, руководителями ритуалов, священнослужителями. Они владели огромным количеством знаний, таких как ботаника, анатомия, порядок и детали магических ритуалов, занимались развитием своего тонкого тела посредством медитаций, воспитанием воли. Среди друидов были как мужчины, так и женщины.

 

Для того чтобы достигнуть степени главного друида, которых было всего двое: в Англии и Ирландии, надо было пройти шесть степеней ордена друидов. Друиды жили в полном воздержании, изучали естественные науки, предпочитали полную секретность и принимали новых членов только после испытательного срока. Многие члены ордена жили в похожих на монастыри жилищах. Кандидат на поступление в орден давал страшную клятву никогда не разглашать открываемых ему тайн. А открывались ему эти тайны только в глухих пещерах, специально возведенных постройках или в самой чаще леса.

 

Едва заметная тропинка, манящая в чащу леса, под своды вековых деревьев, ведет в сокровенные глубины леса, туда, где черпали свою могучую силу таинственные жрецы прошлого. Именно здесь, в самом сердце Природы, рождались чудесные наития и вдохновения, передавались из уст в уста тайные знания. Сюда приводили будущих жрецов для испытания мощью и исполненным смысла безмолвием леса, и лес решал его судьбу…

 

 

В друидическую эпоху природа еще не была затронута вредоносным влиянием техногенной цивилизации, разрушительным потоком отходов «развитой» промышленности. Она была как бы огромным медиумом, могучим посредником между небом и землей. Друидизм был путем персонального развития. Успех в нем достигался только через личный опыт и противостояние собственным страхам и темным сторонам. Учение друидов построено на глубинной принадлежности человека к Природе.

 

Магия друидов основывалась на владении особой техникой гипноза, имеющей общие черты с шаманской, и на умении распознавать и использовать лекарственные растения. Сбор целебных цветов и трав сопровождался ритуальным действом, к которому допускались лишь посвященные.

 

На шестой день луны глубокой ночью в священной роще возле огромного дуба незримые во тьме собираются посвященные на магический ритуал. С собой они приводят двух белых быков со связанными рогами. Одетый в белое платье жрец залезает на дерево, срезает побег омелы золотым серпом и заворачивает его в белое покрывало из некрашеного полотна. Произносятся слова заклинания, а затем следует жертва: тем же самым серпом, которым была срезана омела, перерезают горло белым тельцам…

 

В особые дни в святилищах или на полянах в священных лесах приносились жертвы богам, что должно было обеспечить благополучие и процветание народа. Жертвоприношение обычно предшествовало любому важному для общества или отдельного человека событию — военному походу, жатве, постройке храма.

 

Судя по всему, друидами широко практиковались человеческие жертвоприношения. В трудах античного историка Диодора Сицилийского есть такое описание: «Они — и в этом проявляется дикость их натуры — ведут себя как закоренелые безбожники в том, что касается жертвоприношений. Так, у них есть обычай держать взаперти всех преступников вплоть до пяти лет, а затем во славу своих богов они сажают их на кол и приносят в жертву, добавляя к этому много других даров, сжигая все вместе на огромных, специально подготовленных кострах. Из пленников, захваченных на войне, они также делают несчастных мучеников, приносимых в жертву богам. Часто для этого используются и животные, захваченные во время набегов. Они убивают их вместе с людьми или подвергают иным мучительным пыткам».


Аналогичные свидетельства содержатся в трудах многих античных авторов. Техника жертвоприношений, практиковавшихся друидами, не сводилась к ритуальному сожжению жертвы. Древнегреческий географ и историк Страбон в своей «Географии» описывал обычай разрубать тело жертвы на куски и подвешивать их затем на священных деревьях или на стенах храмов. Существовал также ритуал, согласно которому жертву топили, и подвергали ингумации (зарывали в землю), закалывали ножом или копьем.

 

Современному человеку, наверное, невозможно постигнуть суть жертвоприношения. Мы можем только представить внешнюю сторону исполняемого друидами жуткого ритуала.

Огонь костра, разгоняющий ночной мрак и пелену тумана в глубине священного леса уже подбирается к утопающим во мраке кронам деревьев. Языки пламени взмывают вверх и словно облизываются в предвкушении ритуальной жертвы. Лица совершающих обряд жрецов хранят торжественное спокойствие. Животный страх плещется в глазах приносимых в жертву пленников. Чернильная темнота за пределами освещенного костром круга обещает сохранить тайну свершающегося действа… 


Существует мнение, что именно стремление прекратить эти жестокие, устрашающие ритуалы побудило римских императоров запретить на территории Галлии деятельность друидов. Но это не совсем так. Преследования, которым друиды действительно подвергались в ходе завоевания и последующей романизации страны, были вызваны, скорее всего, не высокогуманными соображениями римлян, а их стремлением побороть потенциальную оппозицию, в которой они видели — и видели справедливо — силу гораздо большую, чем сила оружия. 

 

Галльская война, описанная Юлием Цезарем, была одной из самых жестоких войн древности. По сути, она стала столкновением цивилизаций — греко-римской и кельтской. Несмотря на отчаянное сопротивление, кельты оказались побежденными. Развитие европейской культуры продолжилось по римскому пути. Сегодня мы знаем о кельтах во многом благодаря уважению, которое римляне сохранили к своему грозному противнику. Античные авторы были буквально заворожены образом друида — мага и поэта.

 

Сегодня потомки кельтов проживают только в Ирландии (ирландцы), и северо-западной Франции (бретонцы) на западе Британии (валлийцы). Интересно сложилась судьба ирландцев. Этому народу суждено было создать уникальную раннефеодальную цивилизацию со своеобразной культурой, оригинальной письменностью и литературой. Ирландский эпос — древнейшая из дошедших до нас европейских литератур на национальных языках.

 

По пыльной дороге брел одинокий странник в изношенных, некогда белых одеждах. Он нес в себе клад драгоценных знаний, не смея ни с кем поделиться ими. И лишь память о былом могуществе озаряла его морщинистое лицо, полускрытое просторным капюшоном. Пройдут годы, века, исчезнут с лица земли немногие из оставшихся посвященных, и только могучие дубы в заповедной роще будут хранить великую тайну друидов…

 

Антон Лизховский

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru