Чайная церемония в саду

Сад для чайной церемонии

 

Сад для чайной церемонии возник в Японии в конце XVI — начале XVII века. Смысловым ключом к этому типу сада служит сама чайная церемония, или ча-но-ю — «путь чая».

 

Хотя культура чая пришла в Японию около 1200 года, сама церемония как ритуальное действо возникла много позже: вдохновителем и разработчиком ритуала церемонии был дзенский монах Сен-но-Рикю (1522–1591), а правила, введенные им, почти без изменений действуют до сих пор. 

 

Для достижения спокойствия духа и уравновешенности сознания, необходимых для полнейшего восприятия чайной церемонии, нужно было некое место — сад, в котором и начиналась подготовка к ней. В идеальном случае это место должно было захватывать все чувства и имитировать уход от суетной городской жизни в удаленный домик где-то высоко в горах, путь к которому лежит сквозь густой лес, покрывающий каменистые холмы.


Для того чтобы путешествие через воображаемые холмы казалось длинным, небольшое пространство между входными воротами и чайным домиком включало не только собственно извилистую дорожку, но и систему символических порогов, из которых каждый последующий призван возвышать и заострять чувство расстояния и проникновения во все более внутренние круги, все более высокие уровни некоего нового мира. Первый порог совпадает со входом в сад — крытыми воротами (сотомон), отделяющими чайный сад от внешнего мира. В день, когда назначена чайная церемония и приглашены гости, эти ворота открыты настежь, но последний гость, войдя в них, должен обернуться, закрыть створки и запереть их изнутри деревянным засовом. Глухой стук сообщает хозяину, заканчивающему приготовления в чайном домике, что все гости собрались. Для тех же, кто только что вошел, этот звук имеет куда большее значение: они перестали быть частью внешнего мира.


Затем гости собираются в небольшой крытой беседке (кошикаке-мачиаи), располагаются на скамьях и молча ждут. Они ждут не потому, что хозяин не готов принять их, — ведь приготовления к церемонии начались еще ранним утром, когда вода в колодце была холоднее и свежее. Они ждут, потому что сами еще не вполне готовы: здесь им дается время окончательно привести дух и мысли в надлежащее состояние.


 

Теперь гости готовы перейти через следующий — средний — порог (чумон). Они входят в небольшую садовую калитку, стоящую на полпути между входом в сад и чайным домиком. Часть сада между входом и этой калиткой — это внешний сад (сото-родзи), в то время как пространство между калиткой и самим чайным домиком — внутренний сад (учи-родзи). В отличие от более-менее серьезной конструкции входных крытых ворот, промежуточная калитка часто бывает сделана из простых переплетенных или связанных бамбуковых прутьев — ее смысл в самом присутствии, а не в физической преграде. За ней гости останавливаются у каменной чаши (цукубай), куда вода попадает тонкой струйкой по бамбуковой трубке. Этой водой гости омывают руки и полощут рты, совершая тем самым ритуальный акт очищения духа и тела перед тем, как войти в чайный домик. Затем гости шествуют единой группой к чайному домику, нидзиригучи.

 


Пройдя весь этот путь — «путь чая» — с его реальными и символическими порогами, омовениями и поклонами, гость входит в чайный домик совершенно другим человеком — не тем, кем он был за воротами сада несколько минут назад. Здесь дух его спокоен, тело свежо, а чувства утончены и настроены на восприятие материй, невыразимых словами.

 

Артем Паршин

 

 

Ваш консультант

Марина Лацис

Марина Лацис

Журналист, фотограф, ландшафтный дизайнер

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru