Регулярные сады

Что такое регулярный сад?

 

Что такое регулярный сад? Строго говоря, такого отдельного понятия в терминологии ландшафтной архитектуры нет.

 

К словам регулярный сад всегда прибавляют третье — итальянский, древнеримский, французский, голландский, мавританский, персидский, мусульманский, средневековый монастырский, современный минималистский… Все это — разные регулярные сады. Настолько разные и настолько разнесенные во времени и пространстве, что объединять их общим термином действительно не вполне корректно. 

 

Тем не менее словосочетание «регулярный сад» существует, потому что у всех этих типов садов действительно есть нечто общее. Попробуем же договориться, что мы будем иметь в виду под «регулярным садом» на этих страницах.


Регулярность вообще — синоним правильности, структурности, упорядоченности. Регулярность применительно к саду — это противопоставление рукотворного дикому (природному), зарегулированного — свободному и расхлябанному, геометрического — бесформенному и неопределенному. Но почти в любом саду эти противоположности сходятся. Они часто находятся рядом, одно возле другого, но еще чаще — одно в другом. Вопрос лишь в соотношении, в балансе этих крайностей, в том, что из них преобладает, что заметнее в облике сада. И если очевидная рукотворность и геометрия выходят на первый план, а природному и свободному остается только ютиться между правильными линиями — перед вами регулярный сад, пусть иной раз и с вкраплениями свободной, предоставленной самой себе растительности или имитациями природных элементов.

 

Четкая регулярная планировка может служить как бы рамой, обрамлением таких более «расслабленных» зарослей, но в целом сад все равно будет регулярным, если хорошо читаются его структура, основные линии и присутствуют основные характерные элементы.

В природном пейзаже почти нет прямых линий (горизонт — не в счет), как нет в нем и других правильных геометрических элементов, поэтому истоки регулярности надо искать именно в тех древних временах, когда человек прочертил на поверхности земли первую прямую, потом научился строить прямой угол и изображать геометрические фигуры. Когда это было и зачем ему это было нужно? Ответ, в общем, очевиден: тогда, когда возникло первое земледелие, чтобы разметить участок для посадки первых окультуренных растений. Во всех, даже самых примитивных, земледельческих культурах растения сажают рядами. Так не просто удобнее сажать, но и легче ухаживать за посадками, так их проще учитывать и так сподручнее собирать урожай. Собственно, ведь и слово «геометрия» означает не что иное, как «измерение земли». Сад, в конце концов, это всегда нечто искусственное, уже по сути своей отличное от природы, как только в землю вошло лезвие лопаты, и тем более, если на земле прочерчена линия или нарисована фигура, если по склону прошла лестница, если место обнесено оградой. Это относится и к садам, которые имитируют дикую природу. Следовательно, регулярный сад — это всегда в той или иной степени подчинение природы, ограничение ее свободы.

 

Под регулярным садом мы будем понимать хорошо структурированный сад, в котором все упорядочено, в котором во всем чувствуется присутствие человека и видны результаты его мысли и труда.

Итак, под регулярным садом мы будем понимать хорошо структурированный сад, в котором все упорядочено, в котором во всем чувствуется присутствие человека и видны результаты его мысли и труда. Этот сад не изображает природу, и с ней его спутать невозможно, а если некоторым растениям и предоставлена относительная свобода, то все равно они пользуются ею только в рамках жесткой планировочной структуры.

 

Одно из непременных условий, при которых сад любого размера может быть назван регулярным,— наличие в его композиции того или иного типа симметрии. Слово «симметрия» происходит от греческого symmetria («соразмерность») и подразумевает повторение одного и того же сюжета или конструкции, но не просто в другом месте, а так, чтобы эти элементы можно было наложить друг на друга определенным образом. Существует три принципиально различных типа симметрии: зеркальная (она же осевая и билатеральная, или двусторонняя), поворотная (или лучевая, из одного центра) и переносная (когда тот или иной элемент повторяется неоднократно в новом месте с определенным шагом). Посмотрим, как каждый из этих типов может быть применен в условиях регулярного сада.


Организовать осевую симметрию не сложно, просто повторив все элементы относительно выбранной оси. Осью, в свою очередь, могут послужить прямая дорожка, водоем, форма которого делится пополам, дверь или другой центрально расположенный элемент постройки и даже воображаемая линия, ведущая, скажем, через газон к какой-либо дальней фокальной точке. Для более выраженного эффекта ось симметрии следует прокладывать вдоль и параллельно одной из длинных сторон участка. Хорошо, но в принципе не обязательно, чтобы и симметричный фасад дома попадал на ось симметрии.


Для организации лучевой симметрии необходимо выбрать центральную точку на участке и провес-ти через нее любое число осей, причем при четном их количестве каждая полуось будет иметь зеркальное продолжение, а при нечетном, как, например, при построении 3-, 5- или 7-лучевой звезды, получится поворотная симметрия. Впрочем, больше восьми осей проводить не стоит, поскольку симметричный рисунок перестанет читаться. Если организовать симметрию не представляется возможным (например, не позволяют рельеф, ограниченное пространство или неправильная форма участка), на помощь можно призвать другие средства — ритм и геометрические фигуры.


Ритм — понятие больше музыкальное, но применительно к дизайну это более чем двукратный повтор какого-нибудь определенного «мотива»: формы, цвета, фактуры или их сочетания. В садовом дизайне ритм может быть задан одними посадками: ритмичная композиция из трех-четырех хорошо подходящих друг к другу видов смотрится порой более выигрышно, чем разнообразная, но случайная смесь из многих растений.


Наконец, даже на очень маленьком и неудобном участке, где ни симметрия, ни ритмичные повторы не уместны, можно использовать геометрические фигуры. Простые фигуры на плоскости — прямоугольник (частный случай — квадрат), эллипс (частный случай — круг), треугольник. Комбинированные — трапеции и ромбы, фигуры со скругленными углами и т. п. Простейшие трехмерные фигуры — параллелепипед (частный случай — куб), шар (и все его искажения — от яйцевидных до сигарообразных), цилиндры и конусы, многогранники и пирамиды на разных основаниях. Плоскостные фигуры могут быть и довольно сложными, а простые — складываться в орнамент; точно так же разнообразие и объемных фигур ограничивается только фантазией. Какие бы средства вы ни применяли, главное — чтобы задуманная форма была четкой и прочитывалась хотя бы при пристальном рассмотрении. Геометрия — строгая и четкая наука, и она не терпит расплывчатости и неопределенности.

 

Планировка регулярного сада

 

Естественная прямая перспектива хорошо выявляется на большом пространстве. Но и на маленьком участке отчаиваться не стоит. Как на плоской картине с помощью определенных приемов может быть изображена значительная глубина, так и на небольшом пространстве можно усилить ощущение перспективы, что позволит зрительно увеличить его. Приемов усиления перспективы несколько, и достигается оно как с помощью планировочных ухищрений, так и с помощью растений.


Во-первых, усилить перспективу можно, если действительно, а не мнимо свести удаляющиеся от зрителя линии в одну точку или хотя бы сблизить их на некотором удалении. Иными словами, линии должны быть не параллельными, а образовывать очень острый угол. Впрочем, соприкасаться им в пределах видимости не обязательно, они могут просто немного сходиться. Например, это можно проделать с шириной дорожки, или с берегами ручья, на который смотрят с мостика, или со сторонами прямоугольного газона, который в этом случае должен стать трапециевидным.

 

Если расставить, скажем, несколько кадок с растениями вдоль дорожки, так чтобы самые дальние от глаза были самыми маленькими, да еще если и сама дорожка сужается в том же направлении, можно добиться нужного эффекта.

Другой способ — «поиграть» с размерами предметов и растений, имеющихся на участке. Чем ближе к зрителю, тем они должны быть крупнее и, наоборот, чем дальше, чем мельче. Конечно, есть предметы, которые никак не могут быть меньше определенного размера (это относится, в частности, к предметам садовой мебели, параметры которой заданы размерами человеческого тела и требованиями удобства). Но другие, скажем, садовая скульптура, контейнеры для растений, могут быть разными. Для той же цели может быть использована серия из однотипных предметов последовательно уменьшающегося размера (как вложенные одна в другую матрешки!). Если расставить, скажем, несколько кадок с растениями вдоль дорожки, так чтобы самые дальние от глаза были самыми маленькими, да еще если и сама дорожка сужается в том же направлении, можно добиться нужного эффекта. Это же касается и размера растений в саду. Пространство будет казаться больше, если на переднем плане разместить более крупные экземпляры, более высокие изгороди, а на заднем соответственно— более низкие.


Третий способ — использовать игру цвета. Известно, что глубину пейзажу во многом придают более размытые и сизые оттенки удаленных планов. Даже в небольшом парке это хорошо заметно: деревья на переднем плане имеют более яркий, сочный оттенок, а отдаленные — более блеклый и даже голубоватый. Того же эффекта можно добиться и в небольшом саду, если использовать на передних планах растения с яркой и насыщенной по тону окраской листвы, а на задних — белесые, сизые и сероватые. То же можно сказать и про окраску цветков в больших цветниках или когда несколько цветников видно с одной точки. Для усиления перспективы следует на переднем плане размещать виды и сорта с сочными, яркими, теплыми оттенками (красно-оранжево-желтого и фиолетового участков цветового спектра), а на заднем — холодные, светлые, разбеленные оттенки (в голубой, холодно-синей и желто-зеленой гаммах).


Наконец, эффект сходящихся линий будет усилен еще больше, если в конце перспективы есть фокальная точка, к которой, собственно, эти линии сходятся. Фокальной точкой может послужить скульптура, постройка, садовое сооружение, заметное растение или даже окно здания, из которого, в свою очередь, эту ось можно будет рассматривать в обратном направлении.

 

Архитектура в регулярном стиле

Разнообразные архитектурные элементы — один из столпов регулярного сада. Здесь мы не берем в расчет основные сооружения садовой территории, скажем, главный дом или большие хозяйственные постройки, хотя они часто являются смысловым центром всей композиции. Мы говорим о всевозможных сравнительно небольших и второстепенных сооружениях, ведь именно они позволяют задать жесткую структуру всего садового пространства и лишний раз подчеркнуть его рукотворность.
Подобные сооружения вкупе с мощением и оградами иногда еще называют элементами жесткого ландшафта, как бы противопоставляя их «мягкому ландшафту» — рельефу поверхности земли и садовым растениям. В отечественной ландшафтной традиции все, что есть в саду отличного от насаждений и мощеных поверхностей, называют «малыми архитектурными формами». И то и другое определения не вполне точны, поэтому мы будем все нерастительные и не планировочные элементы сада называть просто архитектурными элементами.


 

Для классических регулярных садов характерно обилие скульптуры. Надо помнить, однако, что грандиозные регулярные ансамбли, как правило, создавались по единому плану и скульптурные произведения размещались в них в соответствии с общим замыслом. Для скульптур выбирался материал, хорошо сочетающийся с обликом других архитектурных элементов — отделкой зданий, лестниц и балюстрад, характером мощения поверхностей, предназначенных для ходьбы, и т. д. В сравнительно небольшом саду нужно подходить к выбору скульптурных элементов особенно тщательно и руководствоваться тем же принципом: они должны сочетаться со всем, что попадает с ними в одно поле зрения. Во многом это, конечно, дело вкуса, но и определенные правила тоже есть. Едва ли будут уместны на садовом участке копии или имитации классических скульптурных образцов, разумеется, если не ставится цель добиться комического эффекта. Иной хороший вариант — сад-музей, в котором собраны всевозможные предметы, возможно, целая их коллекция, и в таком случае их разное происхождение, стилистическое разнообразие и разница в возрасте ничему не будут противоречить, а весь набор не будет казаться случайным и безвкусным.


Лестницы и балюстрады — другая неотъемлемая черта регулярного сада. Если на участке имеется даже незначительный уклон, его можно выгодно «обыграть» с помощью небольших лестниц в две-три ступени. Если же перепада высот нет, его можно специально организовать: скажем, решить часть сада в виде приподнятой террасы или, наоборот, устроить немного заглубленную площадку геометрической формы, а ее края оформить с помощью подпорных стенок, балюстрад и лестниц.


Важным с точки зрения облика сада, но часто упускаемым из дизайнерского рассмотрения элементом являются ограды и заборы. Недаром решеткам и оградам выдающихся садов уделяется столько внимания. Есть два диаметрально противоположных подхода — сделать ограды как можно более незаметными или, наоборот, подчеркнуть их присутствие, выявить их декоративные качества, сделать их такими, что они будут частью замысла и общей композиции.

 

Топиарное искусство в регулярном саду

Когда-то слово topiaria означало садоводство вообще. Однако в современные языки оно вошло как определение только одной специфической области декоративного садоводства — искусства художественной и фигурной стрижки деревьев и кустарников. Кроме того, к топиарному искусству относят (по-видимому, из-за внешнего сходства получаемого результата) и сравнительно молодое направление — создание зеленой скульптуры с помощью каркасов, увитых вечнозелеными лианами. Такие каркасные фигуры в виде животных или садовой мебели можно было видеть в европейских садах еще в конце XIX века, однако само искусство стрижки растений известно по меньшей мере два тысячелетия и стало самостоятельным садовым ремеслом уже в Древнем Риме.


Если геометрия в вашем саду задана жесткими, нерастительными элементами — прямыми дорожками, рисунком мощения и кладки, стенами построек, оградами, то самим растениям, заполняющим промежутки, можно дать и волю — главное, чтобы планировка все равно читалась, не зарастала бесконтрольными кущами. Однако, если достаточно места и света (и сил на уход), регулярность можно поддержать и сугубо растительными средствами: стрижкой и посадкой растений в соответствии с описанными выше симметрией, ритмом и геометричностью. Особенно хороши для стрижки и поддаются формированию деревья и кустарники с компактными кронами, мелкими листьями и не слишком быстрым ростом. Наконец, можно сочетать стриженые растения (например, по краям грядок — в качестве рамки) со свободно растущими (внутри этой рамки). Простейший способ добиться регулярности сада — посадить в различных местах живые изгороди из подходящих для этого пород деревьев и кустарников. Они могут быть разной высоты и ширины.

 

Из растений можно «вылепить» и оригинальную живую скульптуру. Для того чтобы самому сформировать живую скульптуру, нужно помимо многолетнего терпения иметь хорошее пространственное воображение.

Для небольшого сада они в буквальном смысле панацея — защитят от ветра и от случайного взгляда, разделят сад на небольшие уютные «садовые комнаты», разграничат зоны различного использования (например, хозяйственный угол с компостной кучей отделят от газона и декоративных посадок). Ими можно окружить участок — и тем самым скрыть или даже заменить забор. Изгороди не только придают саду упорядоченность и структурность, они способствуют формированию более благоприятного микроклимата, скрывают недостатки и направляют взгляды гостей в нужном направлении. Из подходящих пород можно выстричь арки и ворота. Разумеется, для каждого растения есть предпочтительные почвы, уровень грунтовых вод, количество света, расстояние при посадке и высота стрижки, но обо всем этом можно узнать из специальной литературы и в питомниках, где эти растения продают.


Из растений можно «вылепить» и оригинальную живую скульптуру. Для того чтобы самому сформировать живую скульптуру, нужно помимо многолетнего терпения иметь хорошее пространственное воображение. Даже для простых фигур профессионалы заготавливают специальные шаблоны и лекала, которые по мере роста растений приходится изменять. Простейшие фигуры, впрочем, можно выстригать и на глазок, а более замысловатые (спирали, пирамидки или фигурки зверей) — купить в заготовках.

 

Юлия Попова 

 ;

Ваш консультант

Марина Лацис

Марина Лацис

Журналист, фотограф, ландшафтный дизайнер

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru