Голландский сад Пита Одольфа

Сад Пита Одольфа,

или Природа глазами мыслителя

Наверное, такой сад мог появиться только в Голландии — стране ветряных мельниц и бескрайних злаковых полей, где солнце, путешествуя от восхода до заката над волнами пшеницы, превращает свой суточный ход в завораживающую драму, «играя» тенями и насыщая пейзажи новыми красками. 

 

Сад Пита Одольфа — это сад ловца солнца, искусно «расставившего сети» для незабываемых впечатлений. Эти впечатления часто поджидают нас там, где мы меньше всего надеемся их встретить, и Одольф как художник видит свою задачу в том, чтобы вновь открыть для посетителей сада живое очарование природы, красоту восхода солнца и полуденной мари над прогретыми пшеничными полями, чувственную роскошь богатых фактур растительного материала, сказочное богатство оттенков, которое мы лениво объединяем под общим словом «зеленый» или «коричневый».

 

Пит Одольф известен как автор нового направления — «натуральных (природных) садов новой волны», которое возникло на основе его личного опыта работы с растениями, многочисленных наблюдений и экспериментов.

Пит создал много садов по всему миру: в Голландии, Германии, Швеции, Британии, США, но наибольшей известностью пользуется его собственный сад в Нидерландах, идеальное состояние которого — заслуга не только Пита, но и его жены Ани Одольф. В этом саду талантливо сочетаются пейзажные и регулярные способы планировки, традиционные и современные методы организации пространства.

 

Основная роль в придании ландшафту характерного «природного» колорита и непревзойденной эмоциональной наполненности принадлежит растениям, которые автор выбирает очень тщательно. Пит — садовник-мыслитель. Его неповторимый почерк основывается на вдумчивом погружении в природу, выделении и подчеркивании форм, текстур, естественной гармонии растительных сообществ. Это результат его более чем 30-летней работы с растениями, особенно с многолетниками.

 

 

«Я не представляю себе сада без многолетников,— говорит Одольф,— они придают саду эмоциональную насыщенность. Все мое творчество — это попытка воссоздать спонтанное ощущение растений в природе. Это не копия природы, это чувство природы». Такое мировоззрение характерно для большинства знатоков природы и хороших садовников: постижение эстетики, гармонии форм и основанное на интуиции идеальное пространственное мышление, «воспитанное» прилежным наблюдением природы.

 

Не только внешний вид, но и в особенности сезонный ход развития многолетних растений определяют гармонию сада. В своей книге «Дизайн с растениями» Одольф делится с читателями методом создания сада-драмы, где эмоционально насыщенные сюжеты разыгрываются, сменяя друг друга, с весны до осени. Этот подход, в полной мере учитывающий сезонные ритмы природы, делает натуральные сады пронзительно-чувственными.

 

Собственный сад Одольфа, где он продолжает эксперименты с многолетниками, по словам британского соавтора Пита, Ноэля Кингсбери, это творчество — «возврат к тому, что мы всегда считали прекрасным в саду, не что иное, как вновь ожившее искусство сада трав и цветов».

Вместо ставших уже привычными непрерывно цветущих межвидовых гибридов в саду Пита используются растения природного вида, которые «живут красиво и умирают красиво». В саду перемежаются орнаментальные травы с их невесомой, воздушной фактурой, скульптурные многолетники и растения луговых сообществ. Разумеется, поддержание естественного баланса требует постоянного внимательного отношения, «хозяйского глаза», даже если композиции выполнены с учетом минимальных трудозатрат на уход.


Пит хорошо понимает, что красота сада — в вечном обновлении и перерождении, а не в мимолетных мгновениях его расцвета. Каждый сезон он позволяет себе наслаждаться совершенным циклом развития трав и цветов — от нежных ростков, просыпающихся рано весной, до цветения, плодоношения и увядания. В отличие от традиционных садов, где практикуется тщательное удаление отмершей листвы, цветов и тому подобного «мусора», в саду Одольфа широко используются декоративные свойства плодов, семян, сухой листвы злаков и других растений.

 

 
В таком саду теория не может быть отделена от практики, владение художественными приемами — от глубокого знания ботаники, любви к природе и наблюдательности. По сути только личная работа с растениями в качестве садовника или агронома позволяет оценить эстетический потенциал каждого растения, не охваченный никакими теоретическими пособиями или справочниками: форму цветов, бутонов или соцветий, меняющиеся в течение сезона формы и объемы кустов многолетников, нюансы оттенка листвы, которые также зависят от времени года.

 

Пит широко использует полупрозрачность злаковых растений, сквозь которые, как через легкие занавески, просматриваются расположенные позади композиции сада. Опыт работы с растениями позволяет ему использовать даже игру дневного света на поверхности листьев и цветов, которая меняется в зависимости от времени суток. Чтобы создавать сады подобным образом, необходимо хранить в памяти сотни и тысячи картин, отражающих суточные, сезонные и многолетние циклы развития сада, а это может только садовник, лично работающий с растениями.

 

Юлия Попова

 

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru