Поместье Во-ле-Виконт

Французский сад Во-ле-Виконт

 

Сады порой рассказывают поучительные истории. Николя Фуке (1615–1680) прилежно учился в иезуитском колледже, подавал большие надежды и вообще был живой, сообразительный и целеустремленный юноша.

 

С двадцати пяти лет он стал стремительно двигаться по скользкой лестнице государственной карьеры и добился безоговорочного доверия монарха. Он достиг вершины, о которой мог только мечтать любой, даже самый амбициозный, придворный. В 1653 году Людовик XIV, всесильный «король-солнце», назначил его суперинтендантом финансов.

 

Задолго до кульминации своей карьеры Фуке купил небольшое имение Во с развалинами средневекового замка в паре часов на лошадях к юго-востоку от Парижа. Место слияния двух неглубоких долин, живописные холмы, леса вокруг — все сулило большие возможности для свивания семейного гнезда. Однако окончательный — и грандиозный — план нового имения сформировался в голове Фуке чуть позже, когда ему достались ключи от главной сокровищницы королевства.

 


Для начала Фуке скупил окрестные земли, всего около 500 гектаров, чтобы было, где развернуться, снес старый замок и расселил пару деревень, случайно оказавшихся на его новой земле. Теперь настал ответственный момент. Нужно было выбрать творцов, способных осмыслить, изобразить и воплотить задуманное. Выбор пал на трех лучших его ровесников, архитектора Луи Лево (для строительства дворца), художника Шарля Лебрена (для его отделки) и садовника Андре Ленотра (для разбивки парка). Таланты первых двух уже были признаны, а последний только подавал надежды. Работы шли споро, и к концу лета 1661 года почти все было закончено. Весь двор был наслышан о Во. Ходили слухи, что Фуке превзошел самого себя. Нетерпение и любопытство достигли предела.


17 августа Фуке пригласил весь свет и самого Людовика XIV, который соизволил милостиво согласиться самолично взглянуть на результат стараний одного из своих ближайших подданных. Фуке рассчитывал произвести сильное впечатление и тем самым еще больше укрепить свои позиции при дворе. Новый дворец по старой традиции возвели на приподнятой платформе с наполненным водой каменным рвом вокруг, оставшимся от старого замка, но заново отделанного суровым песчаником. Все было сделано с расчетом поразить воображение. Интерьеры были под стать.

 

 

Но самое удивительное ждало гостей вне стен дворца. Со ступеней широкой террасы их восхищенным взглядам открылся сад. Это теперь, с высоты времени, мы называем Во «первым истинно французским парком», «первым шедевром Ленотра», «первым регулярным ансамблем такого масштаба», «образцом для подражаний», а для современников Фуке сравнить увиденное было не с чем — все здесь действительно было впервые. Никому не известному сыну садовника (отец его ухаживал за садом Тюильри около Лувра) Фуке рискнул дать полную свободу самовыражения, и Андре Ленотр превзошел его ожидания. Именно здесь, в Во, он создал первый истинно французский вышивной партер — parterre de broderie. Земля под ним действительно как будто вышита арабесками из стриженого самшита по канве из бордового битого кирпича и переливающегося черно-серого измельченного антрацита.

 

Партер как таковой не был изобретением Ленотра, но здесь он довел его до предельной чистоты и совершенства.

Партер как таковой не был изобретением Ленотра, но здесь он довел его до предельной чистоты и совершенства. Главная ось сада уходит вдаль от дверей дворца до гигантской статуи Геркулеса, которая отсюда кажется темной точкой на фоне леса. Этому способствуют и многочисленные водоемы самых различных форм и размеров, от небольших фигурных «лужиц» до гигантского канала, «инкрустированные» в ткань партеров и контрастирующие с зеленью — то отливая свинцом в ненастные дни, то сияя лазурью под синим небом. И это — еще одно нововведение Ленотра. Во всех своих проектах он задействовал огромное количество воды. И тут молодой Ленотр проявил себя, как бы мы теперь сказали, не только одаренным ландшафтным дизайнером, но и гениальным инженером по землеустройству.

 


Увиденное в Во навело монарха на одну очень хорошую мысль, изменившую ход развития садового искусства. К ней мы еще вернемся. Впрочем, все же первая монаршая мысль была не хорошая, не добрая. Людовик искренне позавидовал своему подданному! Для умного Фуке так открыто хвалиться перед королем было непростительной и фатальной ошибкой. Меньше чем через месяц Николя Фуке был обвинен в расхищении казны и арестован. Он провел 19 лет в тюрьме и умер там в нищете и безвестности.
Тем не менее труды Фуке не пропали даром. И тут самое время вернуться ко второй мысли короля. Все-таки Людовик мыслил вселенскими категориями и не забывал о вечном. Ну, подумаешь, вспылил, сжил со свету какого-то выскочку. Ничто прекрасное не должно пропасть даром. Все трое художников, оставшиеся без покровителя, были обласканы монархом, а их творческая энергия направлена... на строительство Версаля.

 

Людовик искренне позавидовал своему подданному! Для умного Фуке так открыто хвалиться перед королем было непростительной и фатальной ошибкой.

Вскоре после заточения Фуке самое ценное из дворца и садов было вывезено: мебель, ковры, гобелены, статуи, живопись — все было переправлено в Лувр, а затем и в Версаль, а землевладение конфисковано в казну. Буквально разграбленное владение опустело и, как его хозяин, достойно было жалости. Прекрасные сады заросли и одичали, фонтаны умолкли. Еще немного, и о Во можно было бы только вспоминать. Спустя полвека новые владельцы заново обжили дворец, но сады по-прежнему лежали в руинах. Потом оно еще не раз переходило из рук в руки и чудом избежало разрушения во время французской революции, поскольку именно в эти годы обсуждалась идея передачи его в пользу нации. Но, по-видимому, для государства это оказалось обременительно... Впрочем, чего не сделали люди, довершило время: прохудились крыши, рухнули стены дворца, а бывшие вышивные партеры вконец заросли бурьяном.


В 1875 году Во купил Альфред Сомье, сын булочника, разбогатевший сахарозаводчик, и с тех пор имение принадлежит его потомкам. Больше столетия они постепенно, по крупицам, собирали и восстанавливали то, что Фуке создал за пять лет. Нынешний владелец, праправнук Альфреда, завершил реставрацию и открыл имение для всех желающих.

 

Юлия Попова

 

Ваш консультант

Марина Лацис

Марина Лацис

Журналист, фотограф, ландшафтный дизайнер

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru