Японский сад Сизен

Сад «Cизен — на японский манер»

 

Автор проекта этого сада — ландшафтный дизайнер Маурин Басби — президент общества, цель которого — объединять любителей японского садового искусства, культивировать интерес к японским садам, распространять понимание «японского взгляда на вещи» и в частности японского взгляда на природу и место в ней человека.

 

Проект был отобран по конкурсу для участия в известном садовом шоу в лондонском районе Челси в мае 2004 года. 

 

Кроме желания победить на шоу, создавая этот сад, автор хотела проиллюстрировать, по ее собственной формулировке, «постоянный поиск гармонии с природой, в котором пребывают японцы». На самом же деле, возможно, и помимо воли автора, получилось нечто большее: демонстрация принципиального отличия базовых аксиом, лежащих в основе европейского и японского садового искусства.

 

На Западе еще до недавнего времени сквозной мыслью через все сады проходила идея, что природу необходимо, образно говоря, объезжать, приручать и ставить в стойло культуры. И это касается не только барочных регулярных садов, традиционно считающихся прокламацией превосходства человека над природой, но, может быть, даже в большей степени — садов пейзажных, в которых, как считается, красота природы вычислена, описана и подконтрольна человеку в не меньшей степени, чем стриженый боскет. Воля и разум должны неизбежно восторжествовать над хаосом, а человек, владыка мира, поставлен руководить этим процессом.

 


Авторская концепция этого сада сводится к следующему. На сад в Японии смотрят не только, и часто не столько, находясь в нем, но и из дома: с веранды, специально предназначенной для созерцания садовых «картин». В стилизованном чайном домике, стоящем посреди отведенного участка, нет окон в европейском понимании, а есть только раздвижные перегородки — сёдзи, с помощью которых можно направить взгляд на тот или иной вид сада, окружающего дом со всех сторон. Для обитателей дома он превращается в серию «почтовых открыток» с красивыми видами, обрамленных архитектурными рамками.

 

Сад как бы входит в нарочито простой интерьер, становится его частью — как становится он и частью повседневной жизни. Сад и дом не противопоставляются друг другу, а сливаются в одно обитаемое пространство. Именно так и происходит во многих настоящих японских садах. Кроме того, в лучших традициях японского садового искусства, все окружение сада «участвует» в формировании этого микромира — сад «заимствует» окружающие его деревья и кустарники (место для него было выбрано удачно — вокруг были довольно густые заросли выставочного парка).


Все элементы сада тщательно проработаны. Для сложного по рисунку и точного по исполнению мощения непосредственно у веранды использован кварцит, специально заказанный по этому случаю в Норвегии. От мощеной площадки уходит куда-то в невидимое отсюда место дорожка из шаговых камней, выполненных из светлого гранита.

 


Откуда были доставлены белые слоистые глыбы для устройства хрестоматийного сухого ландшафта, авторы сада умалчивают. Впрочем, это и не так важно, поскольку как раз здесь ими допущена относительно вольная интерпретация каресансуи, возможно, в угоду колористической целостности всего сада: в Японии, во-первых, не бывает таких белых камней, а во-вторых, столь малое различие в цвете между гравием и «плывущими» в нем глыбами приводит к тому, что они сливаются в одно ослепительное пятно на солнце и не вызывают у прищурившегося зрителя ни одной медитативной мысли.

 

А вот цветовая гамма растений выдержана вполне в соответствии с дзенскими эстетическими критериями. Она сдержанна и ограничивается оттенками зеленого. Единственное яркое пятно — цветовой всплеск ярко-синих ирисов — только доказывает, что этот выбор неслучаен.

 

Сад «Сизен — на японский манер» получил на «Челси» золотую медаль. Комментарии излишни.

Все растения, использованные для сада, происходят из провинции Кансай (юг острова Хонсю), где и расположены древние японские города и большинство садов. Из деревьев выбор пал на самое очевидное — дланевидные клены. Японские виды сосен с успехом заменены на сосну обыкновенную; для убедительности добавлена сакура, а для экзотики — гинкго двулопастное и береза полезная. Из кустарников использованы темнолистные вечнозеленые аукубы, вместо азалий — стриженные шарами самшиты (их, конечно, не везли из Японии), а в качестве фона — камелии, криптомерии, дейции, птерис, питтоспорум, рододендроны и скиммия. Из травянистых и почвопокровных растений преобладают традиционный офиопогон, папоротники, пахизандра, а также аир, аспидистра и хвощи. Разнообразные мхи заполняют промежутки и прикрывают «швы», неизбежно имеющиеся в любой подобной экспозиции, собранной на скорую руку.

 

Артем Паршин

 

 

Ваш консультант

Марина Лацис

Марина Лацис

Журналист, фотограф, ландшафтный дизайнер

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru