Английский сад Сиссингхерст
Сиссингхёрст: это нужно видеть
Они принялись за создание сада, которому суждено было стать символом их любви и творческого партнерства.
У этого места необычная предыстория, поворотной точкой в которой было почти полное разрушение всех построек, когда в начале
Сиссингхёрст — яркое визуальное выражение личностей его создателей. Вита Саквил-Вест была романтической и поэтической натурой. Она страстно любила Флоренцию эпохи Возрождения, ее вдохновляла Персия, куда Виктория отправлялась несколько раз, чтобы своими глазами увидеть то, что осталось от древних садов-парадизов — воплощений рая на Земле. Она, кроме того, была садоводом от Бога — именно ее заслуга в бьющем через край ботаническом изобилии и тонком, в мелочах просчитанном сочетании растений сада. Харольд же во всем был приверженцем классического вкуса. Он — автор архитектурной «рамы» для «художеств» Виты: ему принадлежат идеи регулярной планировки Сиссингхёрста.
Слава о небывалом саде быстро распространялась. Уже в конце
Идея планировки сада родилась у Харольда Николсона в самые первые годы после приобретения имения и впоследствии существенно не менялась. Отчасти она подчинялась зданиям и стенам. Харольд добавил несколько новых кирпичных стен и высоких живых изгородей из тиса, самшита, шиповника и боярышника. Тем самым он разделил полтора гектара сада на отдельные садики, садовые комнаты (каждая со своим характером и настроением) и соединил их вистами — проходами, просветами в изгородях, дверьми или отверстиями в стенах, в которые можно было видеть интригующий уголок соседнего сада, статую, решетку или даже частичку окружающих пейзажей. Он сам описывал свою идею как «комбинацию ожидания и неожиданности» — ожидание увидеть нечто большее и неожиданность самой находки, или, как он еще называл свой замысел, «последовательность интимных пространств». Весь сад целиком нельзя обозреть ниоткуда, кроме как с вершины башни. Он требует медленного последовательного раскрытия своих секретов, перехода из «комнаты» в «комнату».
Садовые комнаты, «выстраиваемые» Харольдом, Вита наполняла растениями. Если он предпочитал геометрические формы и симметрию (в устройстве ступенек, дорожек, размещении ваз и статуй), то она смягчала эту жесткость буйными романтическими зарослями, наслаждаясь даже некоторой нарочитой запущенностью и мнимой «свободой» растений. Она, однако, всегда настаивала на том, чтобы живые изгороди были безукоризненно выстрижены, а между «допущенными» цветами не было ни единого сорняка, для чего мульчировала гряды обмолоченными головками хмеля с соседней фермы. В наши дни в саду все тот же идеальный порядок — за этим следит целый штат садовников, только вместо хмельной мульчи используют сосновую кору.
Вита Саквил-Вест умерла в 1962 году. Харольд пережил ее на шесть лет. Их сыновья, понимая уникальность Сиссингхёрста, ради его сохранения передали в 1967 году имение Национальному трасту — британской неправительственной организации, которая, выкупая особо ценные объекты культурного и природного наследия страны, гарантирует сохранение их для будущих поколений и берет на себя обязательство по изучению и доступности их для широкой публики.
В наши дни, по прошествии более чем 60 лет после рождения сада Сиссингхёрст, этим удивительным местом имеют возможность наслаждаться все желающие. В специальных путеводителях по садам, издаваемых в Англии для любителей и путешественников в великом множестве, Сиссингхёрст помечен всегда особо: «Must see!» («Это нужно видеть!»)
Юлия Попова

Полезные ссылки
Знаете ли вы
Какие чудеса могут творить стимуляторы роста растений?
Где можно и где нельзя покупать посадочный материал?
Как создать цветник из съедобных цветов?
Как обустроить сад по правилам фэн-шуй?
Как правильно подобрать растения по цвету?
Как успешно выращивать на участке теплолюбивые культуры?