Лучшие сады Англии

Английский сад Хидкот-Мэнор

Хидкот-Мэнор. Волнующий и загадочный, как улыбка Моны Лизы. Турист из России непременно поинтересуется, в каком стиле выполнены сады поместья. «В стиле Arts & Crafts», — ответит предупредительный гид.

 

 

«Не слышал о таком», — удивится состоятельный россиянин, а про себя подумает: «Вернусь домой, закажу проект сада в этом стиле». 

 

Обобщать, систематизировать и приклеивать к любому понятию аккуратный ярлычок с точным определением стало настоящей страстью современного человека. Этим грешим и мы, журналисты, пытаясь подойти к любому вопросу так, чтобы читатель смог без труда пропустить ровные и гладкие фразы через узкое отверстие логики, намотать их на шпульки и катушки той маленькой, но весьма способной машинки, в которую превращается мозг с годами обучения. Но когда речь заходит о садовых стилях, метод перестает срабатывать. Слова проявляют непокорность, они делаются шершавыми и начинают топорщиться многочисленными значениями, оттенками смысла. Например, Хидкот-Мэнор. У одних исследователей вы прочтете, что он выполнен в регулярном стиле, другие отнесут его к английскому сельскому, третьи — к естественному, четвертые определят как уже упомянутый Arts & Crafts (прикладной). Если x — истина, то y — ложь? Как бы не так!

 

Все дело в том, что в каждом новом случае выражение «стиль сада» получает совершенно новое, хотя и вполне правомерное значение. Архитектор рассматривает стиль сада прежде всего как метод организации пространства. Декоратор сосредоточит свое внимание на ассоциативных элементах, идеях и образах, предметах и вещах, характерных для определенной эпохи. Ландшафтный дизайнер, пожалуй, согласится с коллегами, прибавив для точности, что стиль сада — это еще и способ организации природной среды, некий набор растений, приемов и методов садоводства. Но самым, наверное, полным и всеобъемлющим (и вместе с тем заводящим прагматиков-практиков в тупик) будет определение, которое даст стилю сада философ. Для людей, привыкших мыслить глобально, стиль — это культурно-исторический феномен, уникальное эстетическое явление, корни которого лежат в общественном укладе, привычках и образе жизни людей. Если принять эту точку зрения, станет очевидно не только то, что Хидкот-Мэнор — сад в прикладном стиле, но и то, что вне Англии XIX века воссоздать его невозможно, как невозможно дважды войти в одну реку.

 

 

Сады поместья Хидкот-Мэнор появились на свет благодаря всепроникающей любознательности и творческому усердию Лоуренса Джонстона. Американец по происхождению, он приехал в Англию, чтобы продолжить образование в Кэмбридже, получил английское гражданство и даже служил в войсках Ее Величества, а в 1907 году его мать, Гертруда Винтроп, приобрела в Котсуолде поместье Хидкот, которому суждено было стать одной из самых ярких страниц в истории садового дизайна. Вне всякого сомнения, Джонстон был выдающейся личностью. Его блестящее образование, широкий кругозор, страсть к путешествиям и знание природы получили воплощение в чертах этого необычного сада. Хидкот-Мэнор — гармоничное сочетание нескольких стилей (имея в виду стили в их визуальном выражении), образующих неповторимый ландшафтно-архитектурный ансамбль поместья. В основу создания сада положена философия популярного тогда движения Arts & Crafts, владевшего умами целого (и не одного) поколения интеллектуалов Англии.

 

Появление садов нового типа, таких как Хидкот, связано с новой философией, основанной на буржуазных ценностях. В обществе равных возможностей человек создает собственный мир дома и сада.

Об этом движении стоит сказать особо, поскольку именно в нем угадывается настоящий прародитель современного ландшафтного дизайна. Приверженцы Arts & Crafts рассматривали сад как выражение личности его владельца, индивидуальное пространство, атрибут не только социального, но и интеллектуального статуса, предмет особой гордости. В истории ландшафтного дизайна это новый подход, не использовавшийся ранее. Возьмите, к примеру, французский регулярный парк, влияние которого на Хидкот-Мэнор усматривают многие архитекторы. Та же геометрическая планировка, стриженые изгороди, топиарные формы. Похоже. Но это тот случай, когда стоит доверять скорее не глазам своим, а подсознательным ощущениям. Изысканный Версаль или Во-ле-Виконт предназначались для людей в оковах власти, и кажется, каждый проектировочный ход, каждое решение здесь вызваны необходимостью сделать эти почетные оковы еще тяжелее, еще заметнее. Чего стоила личность представителя феодальной знати в сравнении с ценностью миссии, возложенной не него свыше? Не только образ жизни и стиль поведения, но даже слабости и чудачества такого человека устанавливались обществом. Появление садов нового типа, таких как Хидкот, связано с новой философией, основанной на буржуазных ценностях. В обществе равных возможностей человек создает собственный мир дома и сада, чтобы подчеркнуть лучшие свойства своей личности, получить возможность дальнейшего развития.

 

 

Прикладные сады — не только комфортное пространство, но и неповторимый образ жизни, хобби, занимательный и в известном смысле праведный досуг своих владельцев. Впервые в истории сады этого стиля формируются при активном личном участии хозяев, подчас выполняющих даже тяжелую работу. Одни владельцы оплачивали услуги профессиональных консультантов и архитекторов, другие, такие как Джонстон, проектировали сад самостоятельно. Садоводство как престижная форма досуга и личностного роста, красота труда на своей земле стали философией стиля и сделали каждый такой сад поистине индивидуальным в противовес создававшимся ранее формальным садам, в которых властвуют строгие каноны. Невозможно не отметить влияния на Хидкот-Мэнор континентальной культуры, что легко объяснимо, учитывая широту взглядов Джонстона и его богатую эрудицию, но все же главное достояние сада — это оригинальные авторские идеи владельца, включая природные композиции с использованием редких в культуре растений.

 

Художественная гармония и стиль, удобство, психологический комфорт, разумный подход к трудоемкости ухода — все черты, присущие идеальному саду в сознании современного человека, сочетаются в дизайне садов Хидкот-Мэнор. Именно садов, а не сада, так как его пространство представляет собой серию «садовых комнат» с живыми изгородями вместо стен. Здесь вы встретите не только аккуратно подстриженные топиарные формы в прикладном стиле, но и восхитительные композиции в природном духе, полные естественного обаяния. Англичане окрестили их «джунглями красоты» и, как всегда, попали не в бровь, а в глаз: живописная небрежность, даже вальяжность, миниатюрных садов Хидкот-Мэнор парадоксально сочетается с детальной продуманностью ассортимента растений и умело созданным здесь впечатлением природной гармонии. Этот сад мог быть создан только человеком, много ездившим по миру.

 

Известно, что майор Лоуренс Джонстон ненавидел публичность. Корреспондент «Цветов» в Англии, Лаванда Английская, долго искала в архивах королевства его фотографию и прислала такой ответ: «К сожалению, не удалось найти ни одной фотографии самого майора Лоуренса Джонстона (Major Lawrence Johnston), основателя сада. Также нет фото и его матери, Гертруды Уинтроп (Gertrude Winthrop), с которой они работали вместе, и его главного садовника Фрэнка Эдамса (Frank Adams)». Но ведь есть сад!

Наряду с традиционными для старой доброй Англии садовыми растениями, их культурными сортами и формами, здесь встречается множество видов, взятых непосредственно из природы и придающих неповторимое очарование саду.
Наряду с традиционными для старой доброй Англии садовыми растениями, их культурными сортами и формами, здесь встречается множество видов, взятых непосредственно из природы и придающих неповторимое очарование саду. В ландшафтах Хидкот-Мэнор угадывается живой интерес натуралиста, много путешествовавшего по всему миру и снаряжавшего на свои деньги экспедиции плант-хантеров (охотников за растениями). Энтузиазму этих влюбленных в свое дело людей современные поклонники натурального стиля должны быть благодарны не только за введение в культуру интересных природных видов, но и за бесценные знания о жизни и устройстве естественных ландшафтов, обогатившие концепции современного садоводства.
 
В 26 «комнатах» поместья Хидкот-Мэнор уютно разместились «постояльцы» из разных регионов мира: известно о многих экспедициях, которые Лоуренс Джонстон спонсировал или принимал в них личное участие. Анды и Альпы, Южная Африка, Тайвань, Кения — этот неподдельный интерес к окружающему миру во многом предвосхитил появление природных садов в Европе, которые стали необычайно популярными в наше время. Строго говоря, Хидкот-Мэнор не является природным садом в современном понимании этого словосочетания, но одним из прародителей нового стиля, (возможно, самым главным) стала традиционная английская манера садоводства, воплощенная в композициях Хидкот-Мэнор и основанная на трепетном отношении ко всему живому, тщательном изучении природы, перенесении ее образов в искусство.

 

 

Сады Хидкот-Мэнора — это гимн красоте окружающего мира. Ощущение непринужденности и природной гармонии здесь буквально разлито в воздухе. Свободные посадки в духе «джунглей», богатство цвета и фактуры делают сад эмоциональным и чувственным, и, чтобы усилить этот мотив, Джонстон использовал резкий контраст пышных растительных композиций со свободными от посадок пространствами, задающими ритм в восприятии пейзажных картин. Извилистые дорожки Котсуолда, где расположено поместье, вдохновили автора на идею необычной планировки этого сада — уютной и вместе с тем затейливой, со множеством зрительно изолированных друг от друга пространств и неожиданно возникающих перед глазами пейзажей. Она идеально подошла для коллекции природных впечатлений, в которой отразился опыт любознательного путешественника и знатока естественных ландшафтов.

 

Юлия Попова

 

Ваш консультант

Марина Лацис

Марина Лацис

Журналист, фотограф, ландшафтный дизайнер

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru