Питомники растений

Российские питомники:

оправдаются ли ожидания?

О целесообразности выращивания посадочного материала декоративных древесных растений в России спорят немало, немало на рынке и профессионалов, которые вовсе не признают такой возможности.

 

Но есть и диаметрально противоположная точка зрения: полноценный ландшафтный бизнес появится в России тогда, когда рынок будет насыщен дешевым и качественным отечественным материалом, свободным от транспортных расходов и «маржи» перекупщиков. 

 

Пусть это покажется на первый взгляд парадоксом, но стоит признать определенную долю правоты как за «европеистами», так и за «почвенниками». Так же верно и то, что декоративные древесные питомники в России, в том числе новые, уже существуют, и доля их на рынке постоянно растет, но потребитель получит возможность убедиться в этом лишь лет через пять — в силу особенностей производственного цикла.

 

Что и говорить, вложение в питомник — это «долгие» деньги. Они появились в стране сравнительно недавно, и, к радости поклонников ландшафтного искусства, многие инвесторы предпочли «окунуть» капиталы в такую непредсказуемую отрасль, как выращивание декоративных растений, не побоявшись капризов погоды и переменчивости потребительского спроса. Сейчас многих интересует, какие изменения на рынке вызовет вторжение в его конкурентную среду отечественного посадочного материала древесных культур.

 

Снижение стоимости ландшафтных работ за счет более дешевого посадочного материала — мечта всех дизайнеров. 

 Снижение стоимости ландшафтных работ за счет более дешевого посадочного материала — мечта всех дизайнеров. Проклиная жадность перекупщиков, они с трепетом предъявляют заказчикам сметы, понимая, что на сегодняшний день качественные работы по благоустройству участка доступны очень немногим. Однако резкое падение цен на посадочный материал — пожалуй, единственное, чего ожидать в ближайшем будущем не стоит. В среде дизайнеров ходят легенды о баснословных прибылях импортеров и низких ценах на посадочный материал в Европе. Разница действительно есть, но часто не такая большая, как думают. Она затрагивает в большей степени конечную стоимость реализации проекта, чем единицу посадочного материала.

 

Дело в том, что российский заказчик предпочитает крупномерные деревья, кустарники, многолетники. Он не хочет ждать результата, не желает ухаживать за молодыми деревьями, которые в большей степени требуют внимания, и, возможно, не доверяет мастерству дизайнера, стремясь оценить результат сразу, а не «когда разрастется». С этим был связан курьез на мастер-классе известного английского дизайнера Джона Брукса в Москве. Мэтр садового искусства (и автор культовой книги «Дизайн сада») долго объяснял русским ландшафтникам, как сажать кустарники и декоративные многолетники в группу или миксбордер, заполняя промежутки между ними недорогими быстрорастущими культурами.

 

Сначала его вежливо слушали, не до конца понимая, в чем суть выступления. Но когда Брукс продемонстрировал слайд «сразу после посадки» (крохотные кустики, вынутые из литровых горшков и разделенные метровыми расстояниями), в зале раздался вздох удивления. Возможно, европейские заказчики лучше разбираются в растениях, если уже на этой стадии готовы оценить шедевр ландшафтного дизайна таким, каким ему суждено стать через несколько лет. Нам же остается только мечтать об этом. Брукса спросили, заполняет ли он сады крупномерным посадочным материалом. «Только если заказчик стар и торопится жить». — был его ответ.

 

Казалось бы, очевидно: российский потребитель заинтересован в относительно качественном посадочном материале декоративных древесных растений по минимальной цене. И все же главное, что обеспечит нашим питомникам процветание, — не цена, а продуманный подход к ассортименту. Многие дизайнеры и владельцы частных садов отдадут предпочтение питомникам, где можно не только выбрать посадочный материал по своему вкусу, но и получить рекомендации по уходу, гарантии соответствия деревьев и кустарников заявленному сорту, сведения о зимостойкости культур.
 
 
Все понимают, что элитный сектор ландшафтных услуг заполнен, и надежды на расширение продаж связывают с тем, чтобы сделать услугу более доступной.

Все понимают, что элитный сектор ландшафтных услуг заполнен, и надежды на расширение продаж связывают с тем, чтобы сделать услугу более доступной. Но, скорее, это произойдет не за счет падения цен на крупномерный посадочный материал, а за счет появления «правильных» заказчиков, готовых ждать и доверять дизайнеру. Если же говорить о посадочном материале, то цены на отечественные крупномеры (а такие есть на рынке) будут только увеличиваться. Сегодня в обороте немало деревьев, оставшихся в ШДВ (школах длительного выращивания) — старых, основанных еще в советское время питомниках. Это походит на распродажу товарных остатков, где производители конкурируют не качеством, а ценой.

  

С появлением на рынке качественных отечественных крупномеров, выращенных по современной технологии, цена может пойти вверх. Плавного снижения цен стоит ожидать на молодые деревья и кустарники. С учетом транспортировки у нас они будут дешевле импортных, но еще долго в российском питомнике нельзя будет отовариться по тем же расценкам, что и в Польше. Во-первых, велики «стартовые» вложения в питомник. Постройка зданий, транспортной магистрали, водоснабжение — все это немалые деньги, которые питомникам необходимо будет вернуть себе или кредитору, прежде чем снижать цены на продукцию. Во-вторых, бизнес в России — это множество непредусмотренных расходов, от которых избавлены европейские производители. Настоящий шок у наших экскурсантов вызывают питомники в Польше и Германии, которые не только не охраняются, но и не имеют ограды. Можете представить себе нечто подобное в России? Бизнес у нас живет в условиях непредсказуемого климата — в прямом и переносном смысле, и это, безусловно, отражается на ценах. 

 

Многие дизайнеры и владельцы частных садов заинтересованы в сотрудничестве с поставщиками «проверенного» ассортимента древесных культур, который соответствует не только особенностям нашего климата, но и специфике спроса.

Несмотря на это, у питомников в России большое будущее. Многие дизайнеры и владельцы частных садов заинтересованы в сотрудничестве с поставщиками «проверенного» ассортимента древесных культур, который соответствует не только особенностям нашего климата, но и специфике спроса. У нас высоко ценятся зимнедекоративные деревья и кустарники — не только хвойные, но и ягодные, а также имеющие красивую кору тонких ветвей. Для российского сада всегда были важны и красивоцветущие культуры — клематисы, розы, чубушник, липа. Европа традиционно поставляет нам посадочный материал таких культур по умеренным ценам, но на заведомо жульнических условиях. Клематис ’Виль де Лион’ — розовый с малиновой полосой по центру лепестка — оказывается обыкновенным фиолетовым «дикарем», также не соответствуют заявленному на упаковке сорту розы, жимолости, чубушник, а дорогие сорта деликатесной малины оказываются беззастенчиво украденными у нас же малинами Казакова, которые приобрели в Польше или Голландии разве что красивую картонную коробку и труднопроизносимое название.

  

Поставщиков качественного посадочного материала этих позиций можно пересчитать по пальцам. Лишь самым крупным российским импортерам, например таким, как «Гринлайн», удается отслеживать добросовестность своих поставщиков постоянно. В то же время уже сейчас многие российские производители дают вам возможность приобрести розы или клематисы в цвету, не терзаясь сомнениями в подлинности сортов. Коллекционеры в Солнечногорске приглашают заказчиков в мае на цветение сирени, где каждый может выбрать из сотен изысканных сортов приглянувшиеся экземпляры классического для наших садов кустарника.

  

Пожалуй, именно в этом наши питомники вне конкуренции: они понимают душу российского заказчика. Основатели многих из них — хранители давних традиций русского декоративного садоводства. Традиция долгое время не поддерживалась массами, но не умерла и сейчас переживает второе рождение. Многие клиенты ландшафтных фирм бессознательно стремятся к воссоединению с нею, и в этом есть добрый знак для отечественного производителя посадочного материала.

 

Юлия Попова

По материалам журнала "Цветы"

 

Ваш консультант

Марина Лацис

Марина Лацис

Журналист, фотограф, ландшафтный дизайнер

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru