Японский сад для прогулок

Сад как путь,

или

Путешествие через время и пространство

Название одного из типов японского сада — каюсики-тейен, в котором так же высоко значение дорожки, как и в чайном саду,  в cпециальной литературе чаще всего переводят как «сад для прогулок».

 

Название это, впрочем, не вполне точно отражает его суть: здесь не гуляют, а «путешествуют», не бродят без цели, а перемещаются от Места к Месту, от открытия к открытию, как перебирают бусинки в четках. Однако и эта аналогия не совсем точна: «бусинки» здесь нанизаны не на одну закольцованную дорожку, а на целую сеть из них. 

 

Такой сад обычно занимает гораздо большую площадь, чем чайный, и имеет, как правило, в центральной части причудливой формы пруд с островами, окруженный рукотворными холмами и долинами, по которым и проложены «маршруты» путешествия. Отсюда другое распространенное название такого типа сада — «сад холма и пруда».


Как тип «сад для прогулок» сложился позже чайного сада, в XVII–XIX веках, когда путешествия внутри самой Японии были строго ограничены властью.

 

Поскольку даже состоятельные и знатные люди не могли свободно перемещаться по стране и тем более за ее пределами, они стали заказывать сады, в которых, не покидая своего землевладения, можно было бы совершать воображаемые путешествия. Они просили дизайнеров воссоздавать в миниатюре знаменитые пейзажи — разумеется, не копии, а лишь символические напоминания о них. Эти пейзажи должны были быть узнаваемыми, но не каждым, а только достаточно образованным человеком: образы их брались из устных или письменных историй или по рисункам, а также по рассказам вернувшихся с поклонения из буддистских храмов и монастырей паломников (паломничество в те времена было одним из немногих легальных способов передвижения по стране). В зависимости от богатства хозяина и соответственно размера сада в нем было воспроизведено больше или меньше таких «далеких мест» и «достопримечательностей».


 

Дорожки сада для прогулок должны были, как и в саду для чайной церемонии, вызывать ощущение отправления в длительное, таинственное путешествие. Но, в отличие от чайного сада, маршруты сада для прогулок обращены вовне: они должны уводить из сада во внешние по отношению к нему неизведанные пространства и сферы — в далекие места и даже, возможно, далекие времена.

 

Виды сада для прогулок должны раскрываться перед посетителем как перелистываемые страницы незнакомого фотоальбома или сменяющие друг друга кадры еще не разу не виденного фильма

Виды сада для прогулок должны раскрываться перед посетителем как перелистываемые страницы незнакомого фотоальбома или сменяющие друг друга кадры еще не разу не виденного фильма, а устройство дорожек подсказывает зрителю, куда посмотреть и где остановиться (о том, как мастера японского садового искусства достигают нужных эффектов, — наши следующие главы). Таких картин в саду, в зависимости от его размера и мастерства исполнения, может быть от двух-трех до нескольких десятков. В одном большом саду для прогулок в Токио, например, перед посетителями раскрывается последовательность из 88 сцен, основанных на описаниях и эпитетах, встречающихся в классической японской поэзии.


Однако глубинное назначение сада для прогулок состоит вовсе не в том, чтобы, пройдя по нему, посетитель мог «просмотреть», как стопку фотографий, известные красивые места и пейзажи, воспетые в стихах. Их авторы старались не столько изобразить, сколько интерпретировать их, найти суть их красоты, объяснить причину их притягательности. В конечном счете и зритель, если хотел, тоже мог приблизиться к этому пониманию.

 

Артем Паршин

 

 

 

Ваш консультант

Марина Лацис

Марина Лацис

Журналист, фотограф, ландшафтный дизайнер

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru