Японский сад для прогулок
Сад как путь,
или
Путешествие через время и пространство
Название это, впрочем, не вполне точно отражает его суть: здесь не гуляют, а «путешествуют», не бродят без цели, а перемещаются от Места к Месту, от открытия к открытию, как перебирают бусинки в четках. Однако и эта аналогия не совсем точна: «бусинки» здесь нанизаны не на одну закольцованную дорожку, а на целую сеть из них.
Такой сад обычно занимает гораздо большую площадь, чем чайный, и имеет, как правило, в центральной части причудливой формы пруд с островами, окруженный рукотворными холмами и долинами, по которым и проложены «маршруты» путешествия. Отсюда другое распространенное название такого типа сада — «сад холма и пруда».
Как тип «сад для прогулок» сложился позже чайного сада, в XVII–XIX веках, когда путешествия внутри самой Японии были строго ограничены властью.
Поскольку даже состоятельные и знатные люди не могли свободно перемещаться по стране и тем более за ее пределами, они стали заказывать сады, в которых, не покидая своего землевладения, можно было бы совершать воображаемые путешествия. Они просили дизайнеров воссоздавать в миниатюре знаменитые пейзажи — разумеется, не копии, а лишь символические напоминания о них. Эти пейзажи должны были быть узнаваемыми, но не каждым, а только достаточно образованным человеком: образы их брались из устных или письменных историй или по рисункам, а также по рассказам вернувшихся с поклонения из буддистских храмов и монастырей паломников (паломничество в те времена было одним из немногих легальных способов передвижения по стране). В зависимости от богатства хозяина и соответственно размера сада в нем было воспроизведено больше или меньше таких «далеких мест» и «достопримечательностей».
Дорожки сада для прогулок должны были, как и в саду для чайной церемонии, вызывать ощущение отправления в длительное, таинственное путешествие. Но, в отличие от чайного сада, маршруты сада для прогулок обращены вовне: они должны уводить из сада во внешние по отношению к нему неизведанные пространства и сферы — в далекие места и даже, возможно, далекие времена.
Виды сада для прогулок должны раскрываться перед посетителем как перелистываемые страницы незнакомого фотоальбома или сменяющие друг друга кадры еще не разу не виденного фильма, а устройство дорожек подсказывает зрителю, куда посмотреть и где остановиться (о том, как мастера японского садового искусства достигают нужных эффектов, — наши следующие главы). Таких картин в саду, в зависимости от его размера и мастерства исполнения, может быть от двух-трех до нескольких десятков. В одном большом саду для прогулок в Токио, например, перед посетителями раскрывается последовательность из 88 сцен, основанных на описаниях и эпитетах, встречающихся в классической японской поэзии.
Однако глубинное назначение сада для прогулок состоит вовсе не в том, чтобы, пройдя по нему, посетитель мог «просмотреть», как стопку фотографий, известные красивые места и пейзажи, воспетые в стихах. Их авторы старались не столько изобразить, сколько интерпретировать их, найти суть их красоты, объяснить причину их притягательности. В конечном счете и зритель, если хотел, тоже мог приблизиться к этому пониманию.
Артем Паршин

Полезные ссылки
Знаете ли вы
Какие чудеса могут творить стимуляторы роста растений?
Где можно и где нельзя покупать посадочный материал?
Как создать цветник из съедобных цветов?
Как обустроить сад по правилам фэн-шуй?
Как правильно подобрать растения по цвету?
Как успешно выращивать на участке теплолюбивые культуры?