История создания альпинариев

Из истории альпинариев

 

Каменистые сады по праву считаются одним из наиболее декоративных элементов ландшафтного дизайна. Не боясь громких фраз, можно смело утверждать, что это одно из высочайших достижений садового искусства на пути к созданию природных садов и парков, близких по своему облику к естественным ландшафтам.
 
 

 

Камень как материал для украшения садов использовался людьми еще задолго до того, как появились традиционные стили и элементы садового дизайна. 

 

Пионерами среди искусственных ландшафтов с использованием натурального камня являются сады Юго–Восточной Азии. Тысячи лет назад пропитанная философией непротивопоставления человека природе культура Китая, Японии, Кореи, Индонезии и других стран создала необыкновенной красоты сады, основным элементом в которых был камень. Они и по сей день восхищают зрителей своей утонченностью и вместе с тем естественностью. Представьте только — в то время, когда древние греки строили афинский Парфенон, на острове Цейлон уже был заложен дивный по своей красоте сад, от которого и в наши дни трудно оторвать взгляд даже неискушенному в садовых делах туристу.

 

Философия и эстетика каменистых садов Востока отвергают всякую симметрию и искусственность. Даже в тех случаях, когда сад создавался в условиях изменения естественного ландшафта, ему придавали облик, близкий к природному. Утонченность и стиль этих садов держатся на том, что в них никогда не выращивали нарочито яркие растения. Предпочтения отдавались естественной флоре. Большое значение придавали цвету, фактуре камней, их расположению и способам группировки.

 

Камень оттеняет красоту цветов и трав, а они в свою очередь, подчеркивают его незыблемость и вечность. Можно понять суровых самураев, которые между ратными подвигами находили время для того, чтобы часами любоваться, как распускается единственный цветок, наслаждаясь бликами света на влажных камнях и тихим журчанием воды.
 

 

В Европе каменистые сады, или рокарии, появились гораздо позднее — только во второй половине XVIII века. И то камень в них использовался как самостоятельный элемент, из которого строили подпорные стены, гроты, арки, декоративные руины. Растения между ними практически не высаживались. Напротив, со временем они сами зарастали папоротниками, мхами и дикорастущими цветами, способными выдержать нелегкие условия жизни между камней. В Англии только очень крупные и соответственно богатые землевладельцы могли позволить себе украшать поместья группами из массивных камней, чисто из художественных соображений. Постепенно такие элементы стали исчезать из частного садоводства и могли, наверное, так и остаться эксклюзивными затеями для избранных.

 

Однако к середине XIX века в Англии пришло время увлечения ботаническим коллекционированием. Наступило оно на волне развития пейзажного стиля в ландшафтном дизайне, для реализации которого требовались знание и приручение «дикарей» — растений, произрастающих в природе естественным образом. Камни стали служить не столько элементом декора, сколько местом обитания для альпийских растений, требующих для своего развития особых условий. Поначалу даже возводили специальные теплицы для содержания коллекций «горцев».

 

В Англии только очень крупные и соответственно богатые землевладельцы могли позволить себе украшать поместья группами из массивных камней, чисто из художественных соображений.

Довольно медленно непривычный взгляду способ размещения камней, имитирующий естественные скальные образования, завоевывал умы и сердца британских садоводов. Но в 1867 году был построен альпинарий в садах Кью под Лондоном, в 1871–м — в ботаническом саду Эдинбурга. А после того как в 1870 году в свет вышла книга известного английского ландшафтного дизайнера У. Робинсона «Альпийские растения для английских садов», каменистые сады, наконец, прочно обосновались в британских садах. К концу XIX–началу XX века альпинарии имели практически все крупные ботанические сады Европы, в том числе в Германии, Голландии и России.

 

 

Расцвет интереса к альпинариям в декоративном садоводстве приходится на первые три десятилетия XX века. В этот период коллекционирование с целью изучения и разведения дикорастущих горных растений потеряло свое первостепенное значение. Стали появляться новые сорта, выведенные селекционерами, гораздо более приспособленные к выращиванию в частных садах. Рокарии стали модным элементом ландшафтной планировки. Появились идея и возможность выращивать «альпийцев» как традиционные садовые растения.

 

Создание художественных и фантазийных садов, которые не копируют естественные ландшафты, а лишь перекликаются с их образами, — путь более рациональный и более доступный для частного землевладельца.

Помимо того что значительно расширился ассортимент не только травянистых, но и декоративно–лиственных и хвойных растений, которые прекрасно чувствовали себя между камнями, выросла также техническая возможность сооружения сложных каменистых садов. И здесь не обошлось без научно–технической революции! Естественно, что с изменением целей изменились и требования к внешнему виду каменистых садов. Интерес сместился с сооружений из камня для содержания коллекции на декоративные зоны, в которых наряду с горными стали выращивать и традиционные садовые растения. Камень стал полноправным элементом декора. Создание художественных и фантазийных садов, которые не копируют естественные ландшафты, а лишь перекликаются с их образами, — путь более рациональный и более доступный для частного землевладельца. Видимо, поэтому в настоящее время чаще создают каменистые сады, которые не претендуют на звание точной копии альпийского склона с соответствующей этому ландшафту флорой. Современный рокарий — это скорее художественный образ, декоративный элемент планировки, который зачастую выполняет и чисто функциональные задачи.

 

По материалам книги Татьяны Ефимовой "Дизайн вашего альпинария". — М.: Эксмо, 2009 г.

 

Ваш консультант

Марина Лацис

Марина Лацис

Журналист, фотограф, ландшафтный дизайнер

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Новое в наших блогах

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru