Флористика Японии

Флористика Японии

 

Печальный мир!..

 

С древних времен люди любили цветы и восхищались ими, но те, кто положили начало этому уникальному искусству, осознали, что цветами можно не просто любоваться, с их помощью можно выразить и сокровенные тайны мироздания, и то, чем полны сердца. 

Цветок прекрасен сам по себе, но когда руки талантливого мастера прикасаются к нему, то рождается новая красота, которую мы называем искусством. Икебана для японцев не столько средство для украшения интерьера, сколько символ одухотворенной природы. Мастера икебаны пользуются глубоким уважением, как и все люди искусства.

 

Япония в некотором смысле напоминает машину времени, способную в одно мгновение перенести человека в глубь веков. Несмотря на современные города, потоки машин, заводы, оснащенные по последнему слову техники, в этой самобытной стране тщательно сохраняют дух древних традиций. Легенда о рождении икебаны прекрасна и совершенна, как и само это искусство. Существует несколько ее вариаций, но все они сводятся примерно к следующему. Однажды буддийский монах поднял с земли изумительной красоты ветку сакуры, сломанную сильным ветром, и положил ее к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив к этой красоте. Помоги оживить то, что сломала гроза». Так возникла традиция украшать алтарь Будды цветами. Слово «икебана» часто переводится как «вторая жизнь цветов». Это искусство можно сравнить с молитвой, состоящей не из слов, а из знаков.

 

Корни икебаны уходят в глубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто (Путь богов), находятся в каждом предмете.

 

Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил — света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII века после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства к этим двум веткам в структуру икебаны привнесен был третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые создавал и ставил в храме Сэнму, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов). Дом Сэнму на территории храма Роккакудо получил название хижина у пруда — икэнобо, которое стало именем всех настоятелей храма. Этим именем через восемь столетий была названа первая школа искусства икебаны.

 

Сейчас школа икебаны Икэнобо пользуется широкой известностью не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Насчитывается до 3 миллионов учеников и последователей школы. Часто говорят, что Икэнобо — это не что иное, как сама история икэбаны. В ней и по сей день культивируются старые стили, такие как рикка и сёка. Композиции этих стилей наполнены глубоким философским смыслом и символикой. Но наряду с этим школа Икэнобо постоянно развивает свое искусство, используя и другие популярные стили, такие как нагирэ, морибана и дзиюка (свободный стиль).

 

Тонко и чутко отражают японцы в композициях из цветов непрерывность изменений, протекающих в природе, быстротечность сезонов, продолжение развития самих растений.

Икебана существенно отличается от других видов изобразительного искусства тем, что в ней присутствует жизнь с ее бренностью и неотвратимостью. Тонко и чутко отражают японцы в композициях из цветов непрерывность изменений, протекающих в природе, быстротечность сезонов, продолжение развития самих растений. «В икебане цветы не статичны, они постоянно меняют свое выражение, и мы наблюдаем их жизнь», — так объясняет мастер Сенъэй Икэнобо основное отличие икебаны от других видов цветочной аранжировки.

Творчество мастера, создающего икебану, сродни мастерству художника. Он должен уловить мимолетность Прекрасного и передать ее в своих работах. Мастер создает свои творения, сочетая срезанные растения таким образом, что они приобретают новый смысл. Оставляя неизменной естественную форму самого растения, он при помощи веточек, листьев и цветов формирует новую форму, которая позволяет автору выразить собственную индивидуальность, сохранив первоначальную красоту цветка. В икебане часто используются растения, которые были изменены самой природой, — ветви, искривленные зимними ветрами, лист, изъеденный насекомыми.

 

В XIX столетии в Японии произошли крупные перемены в национальной экономике, культуре, искусстве и других областях. Был положен конец многовековой самоизоляции страны от мирового развития. В этот период традиционное японское искусство икебана обрело новые направления. Во второй половине XIX века Унсин Охара основал школу икебаны Охара. Он разработал особый стиль икебаны — морибана, для которого характерно использование неглубоких ваз.

 

Этот стиль открывал широкие возможности для творчества, создания более свободных, естественных, красочных аранжировок. Композиции стали низкими и распростертыми. Морибана позволила отображать природу, миниатюрные ландшафты в сосуде с водой, а открытая водная поверхность стала существенным дополнительным художественно-композиционным элементом в цветочных композициях.

 

Сегодня школа Охара — одна из ведущих школ в Японии. Она насчитывает около 130 тысяч преподавателей и инструкторов и свыше миллиона учеников. Один из центров школы находится в Токио, другой — в Кобэ, два центра за рубежом (в Нью-Йорке и Сан-Пауло). Кроме того, действует обширная сеть филиалов: свыше 160 в Японии и 54 за рубежом. Икебана шкалы Охара подразделяется на два основных направления: морибана и хейка (нагеирэ).

 

Основанная в 1927 году в Токио японским художником-авангардистом, потомственным мастером икэбана Софу Тэсигахара школа Согецу представляет авангардное направление искусства икебаны. Название школы — Согецу — соединеняет два японских иероглифа, означающих «трава» и «луна», что отражает глубокое понимание ее организатором сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Софу Тэсигахара первым стал делать масштабные динамические инсталляции, основанные на принципах икебана, и применять необычные материалы, свет и звук для создания композиций. Учение Софу наследовал его сын Хироси, художник и кинорежиссер, член кружка японских сюрреалистов. Композиции из бамбука, которые делал Хироси Тэсигахара, получили название Land Art, что приближает эти работы к ландшафтному дизайну в современном его понимании.

 

Композиции Согецу, в отличие от традиционной икебаны, могут существовать в любом месте, будь то открытое пространство сада или города, интерьер офиса, жилого дома или универмага.

Принцип школы — создавать новые образы в унисон эпохе. Помимо традиционных керамики, бамбука, дерева и камня в аранжировках используются картон и сталь, оптическое волокно и цветная пластмасса, простая бумага и консервные банки. Кроме того, школа Согецу вышла за рамки древней икебаны как искусства компоновки цветов в сосудах. Композиции Согецу, в отличие от традиционной икебаны, могут существовать в любом месте, будь то открытое пространство сада или города, интерьер офиса, жилого дома или универмага. Три измерения пространства здесь едины, и их можно освоить с помощью принципов икебаны. Далеко не каждый обучающийся этому утонченному и глубокому искусству способен стать истинным мастером, но… «улыбка Моны Лизы — разве не оправдывает она существование всех художников на Земле?».

 

«Когда смотришь на цветок, в голову приходят разные мысли, кажется, что он разговаривает с тобой. Выдающееся произведение икебаны может родиться только тогда, когда художник умеет слышать голос цветка», — сказал великий мастер искусства икебаны Софу Тэсигахара.

 

Ваш консультант

Наталья Гармашова

Наталья Гармашова

Директор Академии флористики и дизайна

Получить консультацию

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Лучшие записи блогов

08 марта

Ольга Петина

Фестиваль в Аптекарском огороде "Репетиция весны" (рейтинг - 19)

18 февраля

Ольга Петина

Выставка "Цветущая Азия", Москва, 12 февраля 2015-март 2015 (рейтинг - 20)

05 июля

Ольга Петина

Фестиваль живых цветов в ГУМе (рейтинг - 19)

05 июня

Ольга Петина

Аптекарский огород в мае (рейтинг - 25)

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru