Флористика Японии
Флористика Японии
Цветок прекрасен сам по себе, но когда руки талантливого мастера прикасаются к нему, то рождается новая красота, которую мы называем искусством. Икебана для японцев не столько средство для украшения интерьера, сколько символ одухотворенной природы. Мастера икебаны пользуются глубоким уважением, как и все люди искусства.
Япония в некотором смысле напоминает машину времени, способную в одно мгновение перенести человека в глубь веков. Несмотря на современные города, потоки машин, заводы, оснащенные по последнему слову техники, в этой самобытной стране тщательно сохраняют дух древних традиций. Легенда о рождении икебаны прекрасна и совершенна, как и само это искусство. Существует несколько ее вариаций, но все они сводятся примерно к следующему. Однажды буддийский монах поднял с земли изумительной красоты ветку сакуры, сломанную сильным ветром, и положил ее к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив к этой красоте. Помоги оживить то, что сломала гроза». Так возникла традиция украшать алтарь Будды цветами. Слово «икебана» часто переводится как «вторая жизнь цветов». Это искусство можно сравнить с молитвой, состоящей не из слов, а из знаков.
Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил — света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII века после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства к этим двум веткам в структуру икебаны привнесен был третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые создавал и ставил в храме Сэнму, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов). Дом Сэнму на территории храма Роккакудо получил название хижина у пруда — икэнобо, которое стало именем всех настоятелей храма. Этим именем через восемь столетий была названа первая школа искусства икебаны.
Сейчас школа икебаны Икэнобо пользуется широкой известностью не только в своей стране, но и далеко за ее пределами. Насчитывается до 3 миллионов учеников и последователей школы. Часто говорят, что Икэнобо — это не что иное, как сама история икэбаны. В ней и по сей день культивируются старые стили, такие как рикка и сёка. Композиции этих стилей наполнены глубоким философским смыслом и символикой. Но наряду с этим школа Икэнобо постоянно развивает свое искусство, используя и другие популярные стили, такие как нагирэ, морибана и дзиюка (свободный стиль).
Икебана существенно отличается от других видов изобразительного искусства тем, что в ней присутствует жизнь с ее бренностью и неотвратимостью. Тонко и чутко отражают японцы в композициях из цветов непрерывность изменений, протекающих в природе, быстротечность сезонов, продолжение развития самих растений. «В икебане цветы не статичны, они постоянно меняют свое выражение, и мы наблюдаем их жизнь», — так объясняет мастер Сенъэй Икэнобо основное отличие икебаны от других видов цветочной аранжировки.
Творчество мастера, создающего икебану, сродни мастерству художника. Он должен уловить мимолетность Прекрасного и передать ее в своих работах. Мастер создает свои творения, сочетая срезанные растения таким образом, что они приобретают новый смысл. Оставляя неизменной естественную форму самого растения, он при помощи веточек, листьев и цветов формирует новую форму, которая позволяет автору выразить собственную индивидуальность, сохранив первоначальную красоту цветка. В икебане часто используются растения, которые были изменены самой природой, — ветви, искривленные зимними ветрами, лист, изъеденный насекомыми.
В XIX столетии в Японии произошли крупные перемены в национальной экономике, культуре, искусстве и других областях. Был положен конец многовековой самоизоляции страны от мирового развития. В этот период традиционное японское искусство икебана обрело новые направления. Во второй половине XIX века Унсин Охара основал школу икебаны Охара. Он разработал особый стиль икебаны — морибана, для которого характерно использование неглубоких ваз.
Этот стиль открывал широкие возможности для творчества, создания более свободных, естественных, красочных аранжировок. Композиции стали низкими и распростертыми. Морибана позволила отображать природу, миниатюрные ландшафты в сосуде с водой, а открытая водная поверхность стала существенным дополнительным художественно-композиционным элементом в цветочных композициях.
Сегодня школа Охара — одна из ведущих школ в Японии. Она насчитывает около 130 тысяч преподавателей и инструкторов и свыше миллиона учеников. Один из центров школы находится в Токио, другой — в Кобэ, два центра за рубежом (в Нью-Йорке и Сан-Пауло). Кроме того, действует обширная сеть филиалов: свыше 160 в Японии и 54 за рубежом. Икебана шкалы Охара подразделяется на два основных направления: морибана и хейка (нагеирэ).
Основанная в 1927 году в Токио японским художником-авангардистом, потомственным мастером икэбана Софу Тэсигахара школа Согецу представляет авангардное направление искусства икебаны. Название школы — Согецу — соединеняет два японских иероглифа, означающих «трава» и «луна», что отражает глубокое понимание ее организатором сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной. Софу Тэсигахара первым стал делать масштабные динамические инсталляции, основанные на принципах икебана, и применять необычные материалы, свет и звук для создания композиций. Учение Софу наследовал его сын Хироси, художник и кинорежиссер, член кружка японских сюрреалистов. Композиции из бамбука, которые делал Хироси Тэсигахара, получили название Land Art, что приближает эти работы к ландшафтному дизайну в современном его понимании.
Принцип школы — создавать новые образы в унисон эпохе. Помимо традиционных керамики, бамбука, дерева и камня в аранжировках используются картон и сталь, оптическое волокно и цветная пластмасса, простая бумага и консервные банки. Кроме того, школа Согецу вышла за рамки древней икебаны как искусства компоновки цветов в сосудах. Композиции Согецу, в отличие от традиционной икебаны, могут существовать в любом месте, будь то открытое пространство сада или города, интерьер офиса, жилого дома или универмага. Три измерения пространства здесь едины, и их можно освоить с помощью принципов икебаны. Далеко не каждый обучающийся этому утонченному и глубокому искусству способен стать истинным мастером, но… «улыбка Моны Лизы — разве не оправдывает она существование всех художников на Земле?».
«Когда смотришь на цветок, в голову приходят разные мысли, кажется, что он разговаривает с тобой. Выдающееся произведение икебаны может родиться только тогда, когда художник умеет слышать голос цветка», — сказал великий мастер искусства икебаны Софу Тэсигахара.

Полезные ссылки
Энциклопедия срезочных растений
Основные правила срезки цветов
Знаете ли вы
Как правильно сделать букет из тюльпанов?
Каковы правила украшения храма цветочными композициями?
Как правильно подобрать цветы для свадьбы?
Как сделать цветочные композиции для праздничного стола?
Какие салаты можно приготовить из цветов?
Как подобрать цветы по знаку Зодиака?