История флористики

Из истории флористики

«В истории цветов заключается часть истории человечества» — в этих словах немецкого филолога и культуролога  Эриха Ауэрбаха отражена та огромная роль, которую играют цветы в нашей культуре.  Жизнь человека всегда была тесно связана с растениями и цветами.

Можно смело предположить, что именно цветы стали первым украшением человека и его жилища. И возможно, именно красота этого совершеннейшего из творений Природы пробудила в душе кого-то из наших древнейших предков чувство прекрасного, побудив его взять это чудо в свой дом, и тем самым положив начало повсеместному присутствию цветов в жизни людей. 

 

На разного рода памятниках древних цивилизаций — от шумерской и древнеегипетской до цивилизаций Древнего Китая и инков, — изображены растения, которые украшали жизнь человека в те давние времена. В Египте, например, найдены многочисленные изображения растений и цветов на стенах храмов и саркофагах. Археолог Картер, обнаруживший гробницу Тутанхамона, пишет, что самыми прекрасными из многочисленных предметов украшения, вложенных в гробницу, были цветы. Они были как приветствие нам через тысячелетия.

 

Венки и букеты цветов даже спустя более трех тысячелетий сохранили свою форму и цвет настолько, что позволяли точно установить, в какое время года состоялось захоронение. 

Древние египтяне использовали живые цветы и в повседневной жизни. Женщины, навещая друг друга, обменивались цветами. Их прекрасную одежду дополняли цветы в руках и крупные цветы лотоса в волосах. Из Египта традиции и обычаи, связанные с цветами, перешли и в другие страны Средиземноморья.

 

Во времена античности цветы наделяли особым мистическим смыслом. В честь богини Флоры в Древнем Риме устраивались цветочные празднества, во время которых женщины под звуки труб и литавр состязались в беге и борьбе. Победительниц осыпали дождем из лепестков и в награду вручали искусно сплетенные цветочные венки. Греки предпочитали венки из веток или цветов. Самый красивый цветок располагали всегда в центре венка на лбу.

 

Наиболее древним искусством цветочной аранжировки считается японская икебана. В Японии ценили не только красоту цветов, но придавали большое значение листьям, веткам, травам. 

Наиболее древним искусством цветочной аранжировки считается японская икебана. В Японии ценили не только красоту цветов, но придавали большое значение листьям, веткам, травам. Возникновение искусства икебаны связано с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете. Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил – света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII века, после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, в структуру икебаны был привнесен третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Икебана существенно отличается от других видов цветочной аранжировки тем, что в ней присутствует жизнь с ее бренностью и неотвратимостью. Тонко и чутко отражают японцы в композициях из цветов непрерывность изменений, происходящих в природе, быстротечность сезонов, продолжение развития самих растений.

 

Черты высокоразвитого в восточных странах культа цветов и методы выращивания цветущих растений переняли и другие народы. В XIII веке в Западной Европе научились разводить цветы зимой в оранжереях. Широкую известность приобрела оранжерея немецкого теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого, в которой зимой цвели розы. 

Став еще в древние времена самобытным искусством, цветочная аранжировка впитывала в себя черты каждой последующей эпохи.

Рождались стили, появлялись новые техники составления композиций и букетов. Например, в XVII веке в Европе приобретают популярность цветочные композиции, служащие напоминанием о бренности земного мира, о краткости мига наслаждения, длящегося столько же, сколько жизнь цветка. В галантном XVIII веке в Европе цветы являлись изящным украшением жизни. Они присутствовали повсюду — в декоре интерьеров, живописных панно, костюмах и аксессуароах. Во XIX веке становятся необычайно популярными венки и ленты из цветов, скрепленные при помощи проволоки. Ими украшаются интерьеры дворцов и богатых домов по случаю балов или торжественных приемов. Появляются цветочницы — девушки, владеющие искусством составления цветочных букетов.

 

Конец XIX–начало XX века становится в Европе и Соединенных Штатах периодом бурного развития искусства цветочной аранжировки. Наряду с модернизацией устройства теплиц и оранжерей для выращивания цветочных культур совершенствуются техники составления букетов и композиций из цветов. Появляются специальные периодические издания, посвященные цветочной аранжировке, издаются книги, целиком посвященные этой тематике.

 

В конце XIX–начале XX века открываются первые курсы, обучающие созданию цветочных композиций. Именно с этого периода понятие «флористика» включает в себя уже не только раздел ботаники, предметом изучения которого является совокупность видов растений, этим словом обозначается так же искусство создания художественных композиций из цветов.

Нам важно ваше мнение!

Наши консультации

Лучшие записи блогов

08 марта

Ольга Петина

Фестиваль в Аптекарском огороде "Репетиция весны" (рейтинг - 19)

18 февраля

Ольга Петина

Выставка "Цветущая Азия", Москва, 12 февраля 2015-март 2015 (рейтинг - 20)

05 июля

Ольга Петина

Фестиваль живых цветов в ГУМе (рейтинг - 19)

05 июня

Ольга Петина

Аптекарский огород в мае (рейтинг - 25)

 

Ваша реклама на нашем сайте

Адрес: г. Москва, Ленинский просп, д.152, стр.3 тел.: +7 (495) 615-8984 e-mail: info.plantopedia@yandex.ru

© 2010-2016 Plantopedia.ru